Надбавкам рад и стар, и млад! Прогресс и прогноз работы Комитета ЖК по экономике и фискальной политике

597

Одним из наиболее эффективных инструментов власти в Кыргызстане эксперты признают деятельность Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша. Какие же цели и задачи у этого парламентского органа, который возглавляет депутат и генерал-майор Салайдин Айдаров?

БИШКЕК, 07 Окт — Orbita.kg. Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва был создан летом 2016 года и сразу же активно включился в работу. Всего за три с небольшим года члены комитета успели провести более ста профильных мероприятий, отчеты о которых прозрачны и доступны широкой публике на сайте kenesh.kg

С июня 2018 года Председателем комитета является Айдаров Салайдин Абдираевич, который сразу и весьма эффективно начал выстраивать деятельность этого очень важного для всего Кыргызстана контролирующего органа.

Само избрание С.Айдарова на высокий пост главы Комитета было стратегически верным — он долгое время проработал в таможенной службе Кыргызстана, финансовых структурах, имеет за плечами обширный опыт работы в данных сферах и огромный объем знаний в области экономики.

Личное дело

С. Айдаров родился 17 июля 1969 года в селе Гульча, Алайский район, Ошская область.

Получил в 1996 году в КГУ высшее образование по специальности «экономика и организация управления производства».

С 1994 по 2009 годы – работа в таможенной службе, Министерстве экономики и финансов, финансовой разведке.  

С ноября 2015-го – депутат Жогорку Кенеша, партия «Кыргызстан».

2018 год – Председатель комитета по экономической и фискальной политике ЖК. Генерал-майор таможенной службы.

Надбавкам рад и стар, и млад! Прогресс и прогноз работы Комитета ЖК по экономике и фискальной политике
В ноябре 2015 года парламентарий от фракции «Кыргызстан» Салайдин Айдаров принес присягу, сменив Арзыбека Кожошева, который был назначен министром экономики КР.

Обсуждение актуальных вопросов

Комитет призван законодательно решать вопросы, касающиеся самого широкого спектра вопросов: это проблемы налогообложения, государственных расходов и бюджета страны, обеспечение занятости населения, контроль над инфляцией, увеличение объемов национального производства и ВВП, в целом ускорение экономического роста с целью процветания.

Если коснуться структуры описываемого Комитета, то он имеет в своем составе двух заместителей председателя – это Дастан Бекешев и Гульшат Асылбаева. А также 9 постоянных членов. В эту девятку входят Абжалиев Алиярбек, Алыбаев Орозбек, Арапбаев Азамат, Гайпкулов Искандер, Мамашова Айсулуу, Осмонова Айнура, Сурабалдиева Эльвира, Тулендыбаев Пархат и Юсуров Абдумажит.

Заседания Комитета, учитывая важность обсуждаемых тем, проходят 1 раз в неделю, и очередное собрание состоялось буквально на днях — 1 октября.

На повестке дня было минимум семь вопросов. Это проекты законов об исполнении республиканского бюджета за 2018 год; утрате сил некоторых актов КР в сфере надзора и регулирования финансового рынка; об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий; изменениях в сфере землепользования; о защите здоровья граждан КР от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля). А также проект постановления ЖК по снятию административных барьеров, препятствующих экспорту сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС, решение проблем применения принципа «Единого окна», плюс совершенствование работы логистических центров.

Помимо этого в ходе заседания Комитета по экономической и фискальной политике была заслушана информация рабочей группы Комитета о работе Социального фонда страны, ну, и в финале — отчет самого Салайдина Айдарова о проделанной работе с сентября 2018 по июнь 2019 года.

Задачи поставлены. И они будут решены!

Некоторые виды задач, порученные постановлением Жогорку Кенеша «О политике Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развития предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок» Комитету по экономической и фискальной политике:

  • Разработать Госпрограмму по привлечению, стимулированию и защите инвестиций, развитию предпринимательства.
  • Разработать совместно с Российско-Кыргызским Фондом развития механизм стимулирования привлечения инвестиций с использованием средств Фонда в виде долевого участия Фонда или других форм взаимоотношений с инвесторами и инициаторами проектов.
  • Активизировать применение механизмов государственно-частного партнерства, проработать дополнительные меры по поощрению частных инвестиций в приоритетные сферы экономики для снижения нагрузки на бюджет.
  • Активизировать работу по привлечению инвестиций в сферу переработки сельхозпродукции.
  • Составить перечень государственных, муниципальных и частных земельных участков, производственных помещений и простаивающих предприятий во всех регионах, требующих прямых инвестиций, и разработать порядок и условия предоставления и эксплуатации указанных объектов при реализации инвестпроектов.
Работа членов парламентских структур, включая Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва, иногда затягивается до глубокой ночи…
Работа членов парламентских структур, включая Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва, иногда затягивается до глубокой ночи…
Фото: ©Orbita.kg, Корниенко Александр

На переднем фланге экономики

Плодотворная деятельность Комитета под руководством Салайдина Абдираевича особенно актуальна сейчас, учитывая, какое значение придают власти Кыргызстана основным направлениям фискальной политики (ОНФП).

В частности, ОНФП на 2019-2021 годы является инструментом управления государственными финансами на предстоящий среднесрочный период и позволяет правительству КР прогнозировать объемы ресурсов и соответствующих расходов в целом и по каждой отдельной отрасли.

Мега-усилия для макроэкономики

Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва при анализе ОНФП учитывает положения Бюджетного кодекса КР, такие программы развития нашей страны, как «Единство. Доверие, Созидание», а также «Таза Коом», секторальных стратегий, Среднесрочного прогноза социально-экономического развития КР на 2019-2021 годы, утвержденного Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при правительстве КР (протокол заседания от 19 апреля 2018 года № 16-34).

В первую очередь Комитет мониторит, анализирует и предпринимает меры, чтобы в целом улучшить макроэкономическую ситуацию в республике.

А показатели ОНФП здесь достаточно любопытные!

В среднесрочном периоде предполагается удержать темпы инфляции на уровне 5,7 процентов в 2021 году (в процентах к декабрю предыдущего года).

Основной целью денежно-кредитной политики остается достижение и поддержание стабильности цен, а также поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем, снижение госдолга КР.

В 2019-2021 годах темпы роста промышленной продукции прогнозируются в среднем за год на уровне 4 %, в том числе за счет стабильной работы месторождения Кумтор, возобновления производства НПЗ «Джунда», Токмакского НПЗ и на рудниках Талды-Булак, Левобережный, Бозымчак, Иштамберди, Кара-Казык, Джеруй, Жамгыр.

В сельском хозяйстве среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 3 % за счет активного использования систем капельного орошения; развития тепличных хозяйств; увеличения посевов тех культур, которые пользуются наибольшим спросом в государствах-членах ЕАЭС; использования передовых технологий и удобрений; поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства в рамках реализации кредитных и лизинговых программ; наличия аккредитованных ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, мясоубойных цехов; рационального использования генофонда сельхозживотных и домашней птицы; увеличения объемов заготовки всех видов кормов; сокращения энергетических и ресурсных затрат в сельском хозяйстве.

Строим везде и всюду!

В строительстве темп прогнозируется на уровне 9,8%. Развитие этой отрасли остается одним из направлений, обеспечивающих устойчивый рост национальной экономики.

Приоритетными будут:

— обустройство городских дорог и тротуаров путем строительства и реконструкции муниципальных автодорог;

— модернизация систем питьевого водоснабжения и водоотведения для обеспеченности населения водой нормативного качества;

— индивидуальное жилье;

— объекты транспортной магистрали и энергетики;

— логистические центры, хранилища для сельхозпродукции;

— ирригационная инфраструктура для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей, а также модернизация и реабилитация существующей ирригации;

— завершение строительства и оснащение всех пунктов пропуска по стандартам ЕАЭС;

— обеспечение потребности капстроительства и эксплуатационных нужд в качественных видах стройматериалов, отвечающих международным требованиям.

В приоритете – социалка

Под контролем Комитета и его председателя Салайдина Айдарова остаются и основные преобразования в социальной сфере, направленные на выполнение в полном объеме гарантированных социальных обязательств государства, на повышение уровня жизни населения и улучшение положения незащищенных категорий граждан.

 Глава комитета С. Айдаров и члены его команды уделяют особое внимание трудовому обеспечению соотечественников в рамках реализации Программы содействия занятости населения и регулирования миграции до 2020 года. А также реализации госполитики социально-экономического развития регионов КР, формированию базисной конструкции для подготовки детализированных программ для конкретных населенных пунктов, которые послужат точками развития в рамках Концепции региональной политики КР на период 2018-2022 годов.

В среднесрочном периоде прогнозируется рост численности населения в среднем в год на 128 тыс. человек, численность занятого населения ежегодно будет возрастать примерно на 1,5%.

ВВП на душу населения увеличится в среднем в год на 6,2% и составит 1602,7 долларов США в 2021 году. А реальный рост среднемесячной зарплаты прогнозируется на уровне 0,8% и составит 19 тысяч 651,9 сомов в 2021 году. Реальный рост денежных доходов — на уровне 0,9%, то есть составит через пару лет 451,1 млрд. сомов. При этом уровень бедности сократится на 0,13 процентных пункта и составит 25 % в 2021 году.

Комитет в новых условиях
  1. С 2018 года в КР начинаются работы по внедрению новых подходов в информатизации фискальных процессов с использованием возможностей автоматизированных информационных систем.
  2. Улучшение бизнес-климата через совершенствование лицензионно-разрешительной системы и контрольно-надзорной деятельности госорганов.
  3. Работа по интеграции в Евразийский экономический союз с целью наращивания экспорта в страны-члены ЕАЭС, устранение технических и иных барьеров во взаимной торговле на евразийском пространстве, поэтапное движение к единому рынку электроэнергии, цифровое переформатирование экономики.
  4. Валютная политика проводится в соответствии с выбранным в стране режимом плавающего обменного курса, где валютные интервенции направлены на смягчение колебаний курса нацвалюты.
  5. В структуре производства ВВП доминирует сфера услуг, промышленность и сельское хозяйство.
  6. Продолжается реализация крупных инвестиционных проектов.
  7. Усиление работы по импортозамещению, развитие экспортных операций и приоритетных секторов с высоким потенциалом.

Откровенно и дословно

На заседаниях Комитета, проводимых под председательством Салайдина Айдарова, регулярно приглашаются главы министерств и ведомств, чтобы их могли заслушать.

Одним из наиболее показательных стало заслушивание вице-премьер-министра КР Замирбека Аскарова по отчету правительства КР за 2018 год. Выступая перед членами Комитета он, в частности, отметил, что налоговые доходы в прошлом году составили 103,7 млрд. сомов и выросли на 13,4 % или на 12,3 млрд. сомов по сравнению с 2017 годом.

«Благодаря принятым мерам правительства по оптимизации и ограничению расходов, дефицит республиканского бюджета сократился с 3,3 % в 2017 году до 1,2 % в 2018 году. Внешний долг сократился на 5,1 %, что является одним из показателей макроэкономической стабильности», — сообщил З. Аскаров.

Также вице-премьер рассказал об улучшении позиции республики в ряде международных рейтингов. В частности, в индексе «Ведение бизнеса» — есть улучшение на 7 позиций. При этом отмечается улучшение позиций по компонентам «Разрешение неплатежеспособности» (+37 позиций), «Международная торговля» (+14 позиций), «Защита миноритарных инвесторов» (+13 позиций) и «Обеспечение исполнения контрактов» (+8 позиций). В Индексе глобальной конкурентоспособности отмечается улучшение на 5 позиций. Рост индикаторов наблюдается по инфраструктуре (+ 2), макроэкономической стабильности (+ 24), объему рынка (+ 7).

Замирбек Аскаров с удовлетворением отметил, что доля расходов госбюджета на социальный сектор выросла с 51,8 % в 2017 году до 55,2 % в 2018 году.

«Расходы бюджета на социальный сектор составили 78,4 млрд. сомов. Средний размер пенсии увеличился на 3,2 % и была осуществлена индексация базовой части пенсии в размере 1780 сомов. Кроме того, среднемесячная зарплата по стране выросла на 5,4 % — с 15 тысяч 391 сомов в 2017 году до 16 тысяч 218 сомов в 2018 году», — подчеркнул вице-премьер-министр КР.

С октября 2018-го увеличена заработная плата семейных врачей и врачей общей практики в организациях здравоохранения, а семейным медсестрам и среднему персоналу фельдшерско-акушерских пунктов установлена доплата в размере 30 % базового оклада по должности.

Аскаров добавил, что на 80 % повышена заработная плата работников 11 учреждений культуры.

«В 2018 году из бюджета профинансировано 2,8 млрд. сомов по 440 объектам. Также завершено строительство и капитальный ремонт 156 объектов, из них 111 объектов образования и 8 объектов здравоохранения», — заключил вице-премьер Аскаров.

Акылбек Кошоев

Фото с сайта kenesh.kg, Orbita.kg (Александр Корниенко) и WWW