Кыргызские амазонки: кем они были, таинственные воительницы прошлого?

525

В истории Кыргызстана, богатой на разнообразные события, порой встречались уникальные личности, оставившие свой неизгладимый след в летописях и сказаниях. В их числе и бесстрашные женщины, которые не только не уступали в боевом мастерстве мужчинам-ратникам, но порой и превосходили их, ловко управляясь со смертоносным оружием!

БИШКЕК, 12 Июл — Orbita.kg. О них, этих азиатских амазонках, и пойдет сегодня речь.

Конь, копье и вольный ветер

Давайте сейчас сядем в фантастическую машину времени и перенесемся на тысячи лет назад, в ту пору, когда на здешних землях бал правили неугомонные номады.

Наши пращуры, лихие покорители Евразии, были представителями весьма богатой кочевой культуры. В том числе она состояла из различных самобытных дисциплин, которые сохранились в виде таких популярных соревнований, как ат-чабыш и жорго-салыш (конные скачки), кыргыз куреш и алыш (традиционная борьба и поединки на поясах), оодарыш (противоборство всадников на конях), джамбы атмай (стрельба из лука), и другие виды.

Все это демонстрировало в реале, насколько воины готовы к практическим маневрам и приемам в случае ЧС, агрессии врагов или в ходе атак. Для подобных задач и использовались самые разные дисциплины, методы самообороны и нападения. Оттого роль подобных состязаний крайне высока.

Эта Сайкал сражала наповал!

Такой изобразил Кыз Сайкал известный художник Теодор Герцен, иллюстрируя эпос «Манас».
Такой изобразил Кыз Сайкал известный художник Теодор Герцен, иллюстрируя эпос «Манас».
Фото: ©www

И вот тут – самое любопытное: оказывается, женщины могли дать фору даже самым сильным мужчинам. В случае опасности они охотно вставали в общий строй!

Например, в народной саге «Манас» представлена дочь крупного вельможи Карачакана, которую звали Сайкал. Не имевший сыновей правитель, передавая ей свое наследство, был уверен, что она сможет отстоять честь рода.

Но вначале Кыз Сайкал представлялась всем окружающим… юношей.

Вот как сказители рассказывают об этом:

Но то, что девушка она,

В округе всей никто не знал.

Упрятав волосы под шлем,

Она, как истинный джигит,

Носила меч, копье и щит.

И далее в эпосе «Манас» говорится:

И вдруг лихой джигит Сайкал

Свой шлем перед народом снял,

И волосы, как черный шелк,

Рассыпалися по плечам.

И весь майдан замолк на миг:

Узрел собравшийся народ

Прекрасный юный женский лик!

Кыз Сайкал на скакуне с копьем в руке.
Кыз Сайкал на скакуне с копьем в руке.
Фото: ©www

После этого Кыз Сайкал сразилась с самим Манасом Великодушным, причем еще бы чуть-чуть, и она могла своим копьем пробить ему сердце!  Только благодаря соратнику полководца, вовремя подоспевшему Чубаку, трагического эксцесса удалось избежать. Манас, конечно, был поражен ее смелостью и воинскими навыками.

В эпосе так описывается данный эпизод:

Ударом встречным Кыз Сайкал

Отбила острое копье.

Ответный нанесла удар

Она Манасу прямо в грудь –

И он с коня чуть не упал.

Но тут же чуть левей щита

Копьем ударила Сайкал –

И пика острая копья

Чуть было в сердце не вошла.

Рядом с мужем в радости и горести

Сама супруга Манаса, Каныкей, тоже слыла отважной, к тому же рукодельницей. Она не только сшила из лосиных шкур крепкие кандагаи, специальные такие крепкие борцовские штаны для одного из героев эпоса – хана Кошоя, наделив его тем самым магической силой тотемного животного, позволившие Кошою одержать вверх в стратегическом поединке с ханом Жолоем. Она также за 6 лет сплела из железных нитей доспехи для Манаса, чтобы враг не смог поразить сердце ее великого полководца. Также она всегда была с супругом в боевых походах, и сама занималась выездкой скакунов перед трудными переходами, а как ведунья — излечивала бойцов от хворей и ранений.

Жаныл Мырза для врагов была гроза

Фигура Жаныл Мырза, сделанная из песка.
Фигура Жаныл Мырза, сделанная из песка.
Фото: ©www

Также в истории страны Ала-Тоо была знаменитая Жаныл Мырза, историческая фигура XVII века, являвшаяся дочерью властителя Коком бия. Эта отважная женщина ловко управлялась сразу несколькими разновидностями оружия. Не зря ее называли «бесстрашной, как львица». Ее считали также кез ачык, фактически экстрасенсом, плюс ко всему знатоком лошадей.

Жаныл Мырза практически не снимала военную униформу, на зверобойный промысел выезжала с охотничьими псами и соколами-балобанами, а врагов умело карала как саблей, так и копьем…

После ее насильно выдали замуж за престарелого Калматая, которого она не любила. Зато она очень любила свободу, и в один из дней совершила побег с целью вернуться в края родные. В ходе погони, в миг, когда Калматай стал ее догонять, она, развернувшись в седле, убила его наповал меткой стрелой…  

Чьи имена остались в истории?

Про эту азиатскую валькирию в 2007 году был поставлен и показан зрителям Бишкекского арт-центра экспериментальный спектакль, созданный на основе малого эпоса «Жаныл Мырза». Создателями выступили  местный театр «Сахна» и их коллеги из «Yara Arts Group».

«В спектакле присутствует не только призыв к патриотизму и возрождению культурных ценностей, но и аспект, актуальный и сегодня — объединение народа», – рассказала актриса Кенжегуль Сатыбалдиева.

Кадр из тизера к фильму «Жаныл Мырза».
Кадр из тизера к фильму «Жаныл Мырза».
Фото: ©www

А в 2015 году известный каскадер и режиссер Нурбек Болотов снял одноименный фильм про Жаныл Мырза (тизер к этой кинокартине вы можете посмотреть по следующей ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=it1kZ6zoOe0)

Множество сказаний и былей в народном фольклоре связано также с такими персонажами, как с супругой Семетея по имени Айчурек, с Арууке – женой Алмамбета, Акеркеч – женой Кокче хана, и иными необычными женщинами.

…На скрижалях нашей истории оставили свои имена множество амазонок, которые своими подвигами прославили народ. И мы помним об этих героинях седовремья, по-прежнему служащих достойным примером для потомков.

Фото www

Автор: Асман Дастан