Проект на миллиарды долларов: свяжет ли Китай, Кыргызстан и Узбекистан железная магистраль?

1 675

Интерес в последнее время к будущей трансграничной магистрали Китай – Кыргызстан – Узбекистан, с дальнейшим выходом до самого Парижа, очень большой. При этом в Пекине объявили о готовности вложить в реализацию этого проекта несколько миллиардов долларов! А глава комитета по международным делам Жогорку Кенеша Каныбек Иманалиев даже сокрушался, мол, Кыргызстан «проскочил» мимо этих китайских денег, раз до сих пор не ответил на предложение руководства КНР. Зато российские железнодорожники выразили еще весной 2019 года интерес к реализации этого грандиозного проекта и в приватизации Кыргызской железной дороги (КТЖ).

Мечтали мы о магистрали…

БИШКЕК, 25 Июн — Orbita.kg. — Ты пойми, Китай все равно дорогу эту построит – там могут медленно запрягать, зато ехать — очень быстро, это лишь вопрос времени,- говорил мне еще полтора десятка лет назад один пожилой транспортник, который был близко знаком со всеми перипетиями строительства будущей железнодорожной магистрали по маршруту КНР – КР – РУз и далее в Европу. – А еще у этого проекта есть три возможных сценария действий: строить дорогу через Кыргызстан, далее задействовать «узкоколейку» на Алашанькоу или загружать перевозками своих товаров российский Транссиб. И главное — будущее этих дорог зависит от того, по какому именно маршруту Пекин отправит свои грузы, без которых данная магистраль будет просто ржаветь.

С того разговора прошло много лет. Периодически эта тема поднимается, но безуспешно.

Два первых президента нашей страны – Аскар Акаев и Курманбек Бакиев – на словах были очень заинтересованы в данном проекте, но по причине инертности отечественных чиновников и технико-экономических нюансов, не могли приступить к его реализации.

Проект на миллиарды долларов: свяжет ли Китай, Кыргызстан и Узбекистан железная магистраль?
Железная дорога – это вам не игрушки…

С момента первого упоминания о возможности прокладки этой магистрали в 2000-м году были разработаны два маршрута по территории Кыргызстана – северный и южный. Причем один из них включал в себя бурение сквозь горные массивы невиданного здесь прежде 14-километрового тоннеля! Стоимость проекта скакала от 1 до 4,7 миллиарда долларов США. В республике была организована даже Госдирекция по строительству магистрали. Но…

Соседний Китай сегодня лидирует на планете по протяженности железнодорожных полотен, темпам строительства дорог и по количеству скоростных поездов. Для тамошних пассажиров скорости передвижения более 300 километров в час – уже не в новинку. К слову – обычно именно после достижения такой скорости авилайнеры набирают высоту!

А в Кыргызстане, увы и ах, даже поезд Бишкек – Балыкчы до сих пор ходит со средней скоростью, не превышающей и 40 км в час.

Проект на миллиарды долларов: свяжет ли Китай, Кыргызстан и Узбекистан железная магистраль?
Крутой поворот…

С ветерком до Парижу!

Экономическая ситуация сама готовит почву для постройки дороги КНР – КР – РУз. Далее ж/д-трасса может выйти в Иран, оттуда в Турцию, и, через Восточную Европу, прямо до столицы Франции. Но сегодня события на Ближнем Востоке, по всей видимости, предполагают необходимость выработки других маршрутов. Но даже в таком виде подобный вариант весьма выгоден – он на 1500 километров короче, чем через российскую Сибирь. Также не стоит забывать, что ширина колеи дороги в Китае – международная, или «узкая», между тем как в РФ так называемая «широкая».

О том, что идет выработка другого маршрута, говорит и тот факт, что в СМИ стали появляться сообщения, что Пекин прорабатывает детали строительства моста над Каспийским морем из Казахстана в Азербайджан. Строительство грандиозного сооружения может начаться уже скоро. Вполне реальный проект, учитывая, что Каспий неглубокий по меркам морей. При этом в прессе указывается, что в настоящее время по сухопутному коридору из КНР в Евросоюз идет в 100 раз меньше грузопотока, чем морским путем. Даже в Россию из Китая большая часть грузов доставляется морем через Финляндию.

А пока в Бишкеке думают, было объявлено, что товарооборот соседнего Казахстана с Китаем превысил уже $17 миллиардов. Далее китайская сторона сделает ставку на развитие инфраструктуры, в частности, железной дороги из РК в китайские города Ляньюньгань, Урумчи и Ланьчжоу.

Российский вектор…

Но верный себе в плане не складывать все яйца в одну корзину, и идя навстречу Москве, Пекин готовит и другую альтернативу. Пару лет назад крупнейшая вагоностроительная корпорация CRRC заявила о достижении согласия с российской компанией «Скоростные магистрали» («дочкой» ОАО «Российские железные дороги») о создании совместного предприятия по развитию поставок технического оборудования для железнодорожных составов и производственном сотрудничестве на местном уровне. Работа в этом направлении идет весьма плодотворная. Обе стороны уже подписали «Китайско-российский меморандум о взаимопонимании в сотрудничестве в сфере высокоскоростных железных дорог», выражая намерения стимулировать создание евроазиатского высокоскоростного транспортного коридора Пекин — Москва.

Кроме того, две страны договорились уделять приоритетное внимание реализации проекту сегмента высокоскоростной дороги Москва – Казань. В России уже побывали специальные группы экспертов для обмена с местными структурами по таким направлениям, как тестирование и сертификация железнодорожных составов, создание СП и технологии железнодорожных составов. Одновременно китайская сторона начала предварительное изучение рекомендуемых российской стороной поставщиков комплектации. То есть, выходит, китайцы уже оставляют позади себя лидеров в мире тяжелой техники – Германию и Японию, к тому же цены у них намного привлекательней. Вот так-то.

…и узбекский

Проект на миллиарды долларов: свяжет ли Китай, Кыргызстан и Узбекистан железная магистраль?
Путей много, но какой из них верный?

Меж тем еще один наш сосед – Ташкент – тоже активизировался.

В августе 2016 года в Узбекистане торжественно открыли самый длинный в Центральной Азии железнодорожный тоннель, который прошел через перевал Камчик в Наманганской области на железнодорожной линии Ангрен – Пап. А пробила тоннель китайская компания China Railway Tunnel Group.

Реализация этого проекта позволит значительно увеличить торговлю не только между Узбекистаном и Китаем, но и в рамках стратегии Экономического пояса Шелкового пути, предложенного главой КНР Си Цзиньпинем. Общая протяженность тоннеля составила 19,2 километра. Таким образом, он стал 13-м среди объектов такого рода в мире.

По шпалам к светлому будущему

Как видим, наши партнеры по региону, члены Шанхайской организации сотрудничества, Евразийского экономического союза и стратегии «Один пояс – Один путь» не сидят без дела. В Бишкеке же в этом плане – тишина.

Лично я склонен думать, что Кыргызстан и Китай поднимут вопрос строительства «нашего» отрезка железной дороги, когда начнется реализация проекта газопровода Туркменистан – Китай. И два вида магистралей будут проложены рядом друг с другом. Поэтому, не исключено, что появится еще один маршрут укладки рельсов по территории Кыргызстана.

Поскорей бы уж…

Марс Абаев

Фото www

Автор: Марс Абаев