Мы предлагаем II часть нашего аналитического обзора, в центре которого проблема того, как снизить накал напряжения в тревожном приграничье.
БИШКЕК, 23 Июл — Orbita.kg. У Таджикистана, где почти всё сплошь горы, нет иной альтернативы экономического прорыва, кроме как использовать собственные гидроресурсы. Оттого краеугольное значение имеет функционирование Нурекской, Сангтудинской и Рогунской ГЭС, других станций.
Кыргызстан же хочет закончить возведение Камбар-Атинских ГЭС-1 и 2, а также Верхне-Нарынского каскада. Это позволит в будущем даже продавать излишки энергии за границу.
Однако данный фактор беспокоит соседей по Центральной Азиатскому региону, дескать, такие намерения способны расшатать слабый баланс политико-экономических сил в регионе. Некоторые считают, что это лишит зависимые от поставок воды республики ресурсов для выращивания стратегически важного хлопка; негативно отразится на положении населения; эколого-мелиоративная ситуация ухудшится; не исключены
Помимо того надо учитывать, что в последние годы Центральноазиатский регион становится ареной для стратегического соперничества стран Запада, России, Китая, а также для различных деструктивных сил, которым в той или иной мере выгоден конфликт как между РТ и КР, так и между ними и потребителями в лице РУз, РК и Туркмении. Это повышает риск использования различных политтехнологий и провокаций для проталкивания интересов глобальных и региональных игроков.
Однако ни Бишкек, ни Душанбе сами не заинтересованы в конфронтации между собой и ни с кем-либо. Более того, готовы к конструктивному диалогу с потребителями. Но, конечно же, с учетом своих национальных приоритетов в области гидроэнергетики, раз уж так сложилось, что КР с РТ являются фактически монополистами в этой сфере.
— Руководство Кыргызстана заинтересовано в получении рыночной компенсации за предоставляемые услуги по поставкам воды, особенно учитывая, что уже сейчас ощущается ее дефицит из-за все более частых периодов маловодья и засухи. В рыночных отношениях с соседями вода вполне может выступать в качестве товара, за который нужно платить, — отмечает эксперт Карыбек Жороев.
В нашем регионе надо наладить действенные взаимоотношения по грамотному управлению водными запасами, дабы исключить любые конфликты.
Многочисленные решения по данной теме, принимавшиеся еще начиная с 90-х годов, неэффективны, нет ответственных за реализацию конкретных мероприятий. Страны ЦА, конкурирующие на экономическом рынке, демонстрируют разобщенность действий между структурами управлений водного хозяйства и энергетики.
Отсутствуют в целом работоспособные межгосударственные органы, которые бы взяли на себя рычаги управления и способствовали снятию напряжения в спорах. Да, нынче часты общерегиональные и международные конференции по этой проблеме, но конкретной отдачи нет.
Между тем требуется разработать и реализовать согласованные шаги в области рационального использования водно-энергетических ресурсов; принять меры по обязательному выполнению межгосударственных договоров, а также между хозяйствующими субъектами государств ЦА по данным вопросам; обеспечить режим оптимального соотношения ирригационного и энергетического режимов работы водохранилищ; начать шире привлекать инвестиции для реализации проектов реконструкции существующих водно-энергетических объектов межгосударственного значения; создавать условия для производственной кооперации в данной отрасли экономики.
Для всего этого необходимо сформировать в ЦА наднациональный, реально интеграционный орган управления и контроля, который бы занялся решением актуальных задач.
Возможно, данные полномочия могла бы взять на себя ШОС, в рамках которой вполне есть вероятность появления регулирующего органа. Своеобразной новой площадкой, где будет формироваться общая водно-энергетическая политика в ЦА, призванная учитывать цели поступательного мирного развития и экономического процветания всех республик Центральной Азии, что поспособствует снятию нынешних разногласий.
Фото WWW