Сегодня водители отечественных таксопарков вышли на акцию протеста возле дома правительства. Таксисты возмущены деятельностью сервиса «Яндекс. Такси» в Кыргызстане. Инициаторами митинга являются Профсоюз водителей такси и движение «АнтиЯндекс».
Сервис “Яндекс. Такси” на территории Кыргызстана ведет свою деятельность вот уже четвертый год. Официально этот сервис зарегистрирован в Нидерландах, в остальных же странах работает на основании договора через мобильное приложение.
Водители такси, которые сегодня вышли на акцию протеста отметили, что “Яндекс. Такси” нарушает законы Кыргызстана.
«Мы считаем, что деятельность «Яндекс. Такси» в Кыргызстане не соответствует законодательству республики. Начнет с того, что они не плотят налоги.
По нашим расчетам, ежедневно миллионами получают прибыли, при этом ни одной копейки не дают в государственную казну. Они также стали монополистами в сфере такси. Они захватили 70% рынка, при этом устанавливая свою ценовую политику.
Когда, чиновники спросили, представителей налоговой службы, “Действительно ли, «Яндекс. Такси» не плотит налоги?”. То там ответили, что провели переговоры с сервисом Яндекс и теперь, налоги должны будут платить водители такси. В смысле? Водители и так со своего кармана платят патент. А вот сервис, ничего не теряет и не плотит налоги государству.
И мы как профсоюз Водителей такси, не можем стоять в стороне. Права водителей здесь ущемляются. Мы считаем, что необходимо привлечь их к ответственности и если они не согласны работать по нашим законам, то вообще запретить их деятельность. Мы предлагаем создать комиссию, которая будет рассматривать деятельность «Яндекс. Такси». Которые рассмотрят как они ведут работу, и если обнаружатся нарушения, то запретить им работать на нашем рынке”,- рассказал председатель Профсоюза водителей такси Руслан Жакыпбеков.
По данным таксистов, «Яндекс. Такси» начал демпинговать цены, то есть искусственно занижать услуги такси. После демпинга взяли рынок и диктуют теперь свои правила. Если раньше, когда посадка на отечественных такси было 50 сом, на «Яндекс. Такси» посадка было от 29-39 сомов, горожане естественно стали закачивать приложение и использовать «Яндекс. Такси». А водителей они заманивали мотивационными бонусами и “фиолетовыми” зонами. Но сейчас, посадка в «Яндекс. Такси» от 90 сомов, который в часпик достигает до 150 сомов. Причем эти деньги не идут в карман водителей, а сразу поступает на счет сервиса.
«Когда нас вызывала антимонополия они говорили, что мы завысили цены. Хотя этого с нашей стороны не было замечено, а вот «Яндекс. Такси» в момент, когда бастовали маршрутники, реально завышали цены.
Они начали менять наши законы. Раньше их называли монополистами, считали их доходы. То сейчас в стране вообще нет такого понятия, как монополист. Их стали называть-Доменаторами. И никто не может в отношении доменаторов ничего сделать. Они могут устанавливать любую ценовую политику. И не понятно, с чего это, закон изменился.
Также теперь хотят дополнительно с водителей изымать 2 процента налога. А как это понимать? Есть в этом смысл? Мы думаем есть высокопоставленные чиновники, которые их поддерживают или как говорится “крышуют”»,- отмечает таксист и член Профсоюза водителей такси Тилек Шагайбаев.
Также участники акции протеста считают, что «Яндекс. Такси» тоже является нарушением. По их словам, Шаттлы-это те же маршрутки, так как ездят по определенной линии, забирают пассажиров с остановок и стоит такая поездка 30-40 сомов. А вот водители маршруток, для того чтобы выйти на линии сначали должны взять лицензии, разрешение, иметь категорию D и оплачивают стоянку и патент. Проезд на маршрутке стоит 10 сом. Однако обратно же, “Яндекс Шаттл” никому не плотят налоги.
«Чтобы провести сегодняшнюю акцию, мы давали уведомление в мэрию города, и нам тогда дали разрешение. Мы собирались провести автопробег. Однако сегодня утром, нам позвонили из Первомайского акимиата и сказали, что нет разрешения. Мы это восприняли так препятствие нашим действиям.
Мы просто хотим, чтобы «Яндекс. Такси» прекратил беззаконие. Покрываясь цифровизацией, они укрываются от уплаты налогов», — подчеркнул Уланбек Чолпонбаев заместитель председателя профсоюза водителей такси.
Данный вопрос поднимался в Жогорку кенеше. Чиновники, выслушав жалобы водителей такси, сказали, что будут внесены изменения в закон.
«Эту проблему я поднимаю уже много лет. «Яндекс. Такси» как и другие отечественные таксопарки должен официально зарегистрироваться и работать по законам КР. Так как их мобильное приложение очень легкое в использовании, многие граждане пользуются их услугами.
Я уже ранее говорил и даже требовал, чтобы они вели деятельность легально. Изменения в налоговой кодекс были внесены, но, когда он начнет работать пока не известно. Вот в соседнем Казахстане, «Яндекс. Такси» заставили работать по законам, когда не получилось у сервиса вести деятельность легально, по решению суда закрыли такси. Теперь в Казахстане нет «Яндекс. Такси», многие страны поступили также. И в Кыргызстане тоже этот сервис должен работать по закону страны», — сказал Улукбек Ормонов депутат ЖК.Участники акции отметили, что подобные митинги будут продолжаться, пока это вопрос не будет решен со стороны соответствующих государственных органов.