Нож способен быть оружием, охотником или… слугой. Вот о верных слугах, помогающих нам на кухне, мы и поговорим. Однако если кто из читателей рассчитывает, что сейчас вдаримся в экзотику и начнем живописать, чем, например, отличается спецнож для копченых устриц от ножа для бисквитов, то он глубоко заблуждается!
БИШКЕК, 24 Июн — Orbita.kg. 99 процентов домохозяек из Кыргызстана прекрасно управляются без всяких спецножей для филейной нарезки, для сыра твердых и мягких сортов или фруктов. Буквально 2–3 привычными ножами обходятся. Зачем им забивать головы изысками, наподобие ножичков для томатов, рыбы, вареного мяса, чеснока и многого другого?
В Бишкеке все равно нет ни одного специализированного магазина с таким ассортиментом ножей. Если где и встретите профессиональный набор шеф-повара (включающий, к примеру, ножницы–секаторы для отсечения птичьих лапок, гребней и перьев), то, скорее всего, товар окажется искусной подделкой, либо при гарантии фирменного качества будет стоить так дорого, что вы вряд ли отважитесь на покупку. Это только на Западе или где-нибудь в России можно найти оригинальные японские ножи из шведской стали ручной ковки, с закалкой в масле и с клеймом лазерного тестирования. Их цена сравнима чуть ли не со стоимостью иномарки.
Также в КР нет не только спецмагазинов, но и ресторанов реально высокой кухни, гастрономических домов, где бы требовалась эта продукция. А нет спроса — нет и предложения!
Поэтому давайте
лучше поговорим об общих правилах выбора и эксплуатации кухонников.
Некоторые знатоки убеждены, что на третьесортных ножах клеймо производителя наносится штамповкой, а надо бы, мол, электрохимическим способом, травлением, где фирменный знак (черного или серого цвета) нанесен прямо на сталь, буквально нарисован на поверхности металла, а не выдавлен под прессом. Уверяю вас, это чепуха, если вы, конечно, не привереда. Множество мелких иностранных компаний, которым не угнаться за такими монстрами, как Arcos, Zwilling, Kasumi или Hiromoto, делают ставку не на внешний лоск и презентабельность, а на практичность. И здесь уже не так важно — тисненый знак на клинке или травленый.
Самое важное в ноже, конечно же, лезвие. Сталь должна быть достаточно толстой, нержавеющей и, что называется, уметь держать остроту. В этом плане предпочтительнее так называемая коническая заточка — от рукояти вниз до кромки лезвия.
И еще, запомните — чем более тупой нож, тем выше шансы… порезаться. Удивлены? А все просто. Ибо когда нож хорошо заточен, вы автоматически будете внимательны. А когда лезвие тупое, то легко и потерять осторожность.
Чувствовать, что нож хорош — это настоящее удовольствие! Рукоять должна лежать на ладони, как влитая. Постарайтесь найти V–образную рукоятку с противоскользящим покрытием, например, из полипропилена. Неудобный хват вам впоследствии доставит массу хлопот. Поэтому при покупке обязательно возьмите нож в руки и попробуйте нарезать воображаемый салат. Сразу поймете, что к чему и затем уж решите — стоит или нет открывать кошелек.
Кстати, чтобы ваш
нож был полезен максимально долго, не опускайте его надолго в излишне горячую
воду; не забывайте его регулярно править; коли решили хранить, то лучше смажьте
клинок любым пищевым маслом и укутайте в сухую ткань.
В городах и весях Центральной Азии по–прежнему популярны в быту так называемые басмаческие ножи. Делаются бычаки из цельного куска металла, с небольшим кровостоком, рукоять тонкая, нередко инкрустированная, изготавливается из кости, рогов животных, из мельхиора. Называются такие ножи по–разному — пичак, корд, шархон, канжар… К нему положены кожаные ножны, которые носят на поясе.
Специфическое коническое лезвие по всей длине, сужающееся к кромке, обеспечивает долговременную, многолетнюю остроту. Такой нож не нуждается в постоянной заточке, важно лишь периодически грамотно его править. Часто хватает даже шероховато-грубого донышка пиалы. Едоки из числа старых гурманов, вкушая бешбармак, а затем опорожнив парочку кесешек с бульоном, до того, как традиционно уложить ножик за голенище, стараются жирок с клинка не особо сильно стирать. Ведь эта самая маслянистая пленочка защищает металл от коррозии. Сей лайфхак предки кыргызов использовали еще сотни лет назад.
В далекую пору в руках троглодитов именно тесалы из камней становились ключевыми инструментами для жизни. С помощью каменных скребков и лезвий свежевали туши мастодонтов, занимались обвалкой мяса с остовов оленей, вспарывали пузо чересчур наглым единокровникам или попавшимся соперникам-конкурентам.
Затем камень заменили различные металлические сплавы. Кстати, и ныне, для качества ножей, при их изготовлении они добавляются. Есть сейчас титановые сплавы, изделия с использованием нано-технологий, или технический булат. В общем, на любой вкус.
Ножиками повсеместно открывают консервные банки, легко нарезают колбасу, мастерят костяные сувениры, выстрагивают щепу, и т.д.
За долгие века нож испытал целую эволюцию — от украшенного драгоценными каменьями кинжальчика для вскрытия бумажных конвертов, до брутального штыка спецподразделений НРС–2, способного не только резать, но стреляющего настоящими пулями!
Так именуют колюще–режущую кухонную утварь многие криминалисты. Особенно актуально это для стран СНГ, в том числе для Кыргызстана, где большая часть убийств совершается отнюдь не с помощью классических пистолетов, финок, динамитов или кастетов. А с помощью видавших виды кухонных ножей. Именно за эти домашние резаки чаще всего хватаются в ходе семейных дрязг, соседских попоек и дебошей. Как резюме — в результате «бытовух» за год гибнет больше людей, чем от террора, разгула стихии или различных ЧП вместе взятых.
Дошло до того, что группа британских медиков предложила вообще запретить кухонники с острым кончиком, если лезвие ножа длиннее 5 см.
Так что будьте осторожнее. Берегите себя и других!
Фото WWW