Одним из наиболее эффективных инструментов власти в Кыргызстане эксперты признают деятельность Комитета по экономической и фискальной политике Жогорку Кенеша. Какие же цели и задачи у этого парламентского органа, который возглавляет депутат и генерал-майор Салайдин Айдаров?
БИШКЕК, 07 Окт — Orbita.kg. Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва был создан летом 2016 года и сразу же активно включился в работу. Всего за три с небольшим года члены комитета успели провести более ста профильных мероприятий, отчеты о которых прозрачны и доступны широкой публике на сайте kenesh.kg
С июня 2018 года Председателем комитета является Айдаров Салайдин Абдираевич, который сразу и весьма эффективно начал выстраивать деятельность этого очень важного для всего Кыргызстана контролирующего органа.
Само избрание С.Айдарова на высокий пост главы Комитета было стратегически верным — он долгое время проработал в таможенной службе Кыргызстана, финансовых структурах, имеет за плечами обширный опыт работы в данных сферах и огромный объем знаний в области экономики.
С. Айдаров родился 17 июля 1969 года в селе Гульча, Алайский район, Ошская область.
Получил в 1996 году в КГУ высшее образование по специальности «экономика и организация управления производства».
С 1994 по 2009 годы – работа в таможенной службе, Министерстве экономики и финансов, финансовой разведке.
С ноября 2015-го – депутат Жогорку Кенеша, партия «Кыргызстан».
2018 год – Председатель комитета по экономической и фискальной политике ЖК. Генерал-майор таможенной службы.
Комитет призван законодательно решать вопросы, касающиеся самого широкого спектра вопросов: это проблемы налогообложения, государственных расходов и бюджета страны, обеспечение занятости населения, контроль над инфляцией, увеличение объемов национального производства и ВВП, в целом ускорение экономического роста с целью процветания.
Если коснуться структуры описываемого Комитета, то он имеет в своем составе двух заместителей председателя – это Дастан Бекешев и Гульшат Асылбаева. А также 9 постоянных членов. В эту девятку входят Абжалиев Алиярбек, Алыбаев Орозбек, Арапбаев Азамат, Гайпкулов Искандер, Мамашова Айсулуу, Осмонова Айнура, Сурабалдиева Эльвира, Тулендыбаев Пархат и Юсуров Абдумажит.
Заседания Комитета, учитывая важность обсуждаемых тем, проходят 1 раз в неделю, и очередное собрание состоялось буквально на днях — 1 октября.
На повестке дня было минимум семь вопросов. Это проекты законов об исполнении республиканского бюджета за 2018 год; утрате сил некоторых актов КР в сфере надзора и регулирования финансового рынка; об обязательном страховании жилых помещений от пожара и стихийных бедствий; изменениях в сфере землепользования; о защите здоровья граждан КР от последствий потребления табака и воздействия окружающего табачного дыма (аэрозоля). А также проект постановления ЖК по снятию административных барьеров, препятствующих экспорту сельскохозяйственной продукции в ЕАЭС, решение проблем применения принципа «Единого окна», плюс совершенствование работы логистических центров.
Помимо этого в ходе заседания Комитета по экономической и фискальной политике была заслушана информация рабочей группы Комитета о работе Социального фонда страны, ну, и в финале — отчет самого Салайдина Айдарова о проделанной работе с сентября 2018 по июнь 2019 года.
Некоторые виды задач, порученные постановлением Жогорку Кенеша «О политике Кыргызской Республики по привлечению и защите инвестиций, развития предпринимательства, производству и продвижению товаров на внешний рынок» Комитету по экономической и фискальной политике:
Плодотворная деятельность Комитета под руководством Салайдина Абдираевича особенно актуальна сейчас, учитывая, какое значение придают власти Кыргызстана основным направлениям фискальной политики (ОНФП).
В частности, ОНФП на 2019-2021 годы является инструментом управления государственными финансами на предстоящий среднесрочный период и позволяет правительству КР прогнозировать объемы ресурсов и соответствующих расходов в целом и по каждой отдельной отрасли.
Комитет по экономической и фискальной политике ЖК VI созыва при анализе ОНФП учитывает положения Бюджетного кодекса КР, такие программы развития нашей страны, как «Единство. Доверие, Созидание», а также «Таза Коом», секторальных стратегий, Среднесрочного прогноза социально-экономического развития КР на 2019-2021 годы, утвержденного Координационным советом по макроэкономической и инвестиционной политике при правительстве КР (протокол заседания от 19 апреля 2018 года № 16-34).
В первую очередь Комитет мониторит, анализирует и предпринимает меры, чтобы в целом улучшить макроэкономическую ситуацию в республике.
А показатели ОНФП здесь достаточно любопытные!
В среднесрочном периоде предполагается удержать темпы инфляции на уровне 5,7 процентов в 2021 году (в процентах к декабрю предыдущего года).
Основной целью денежно-кредитной политики остается достижение и поддержание стабильности цен, а также поддержание покупательской способности национальной валюты, обеспечение эффективности, безопасности и надежности банковской и платежной систем, снижение госдолга КР.
В 2019-2021 годах темпы роста промышленной продукции прогнозируются в среднем за год на уровне 4 %, в том числе за счет стабильной работы месторождения Кумтор, возобновления производства НПЗ «Джунда», Токмакского НПЗ и на рудниках Талды-Булак, Левобережный, Бозымчак, Иштамберди, Кара-Казык, Джеруй, Жамгыр.
В сельском хозяйстве среднегодовой темп роста прогнозируется на уровне 3 % за счет активного использования систем капельного орошения; развития тепличных хозяйств; увеличения посевов тех культур, которые пользуются наибольшим спросом в государствах-членах ЕАЭС; использования передовых технологий и удобрений; поддержки сельхозпроизводителей со стороны государства в рамках реализации кредитных и лизинговых программ; наличия аккредитованных ветеринарных и фитосанитарных лабораторий, мясоубойных цехов; рационального использования генофонда сельхозживотных и домашней птицы; увеличения объемов заготовки всех видов кормов; сокращения энергетических и ресурсных затрат в сельском хозяйстве.
В строительстве темп прогнозируется на уровне 9,8%. Развитие этой отрасли остается одним из направлений, обеспечивающих устойчивый рост национальной экономики.
Приоритетными будут:
— обустройство городских дорог и тротуаров путем строительства и реконструкции муниципальных автодорог;
— модернизация систем питьевого водоснабжения и водоотведения для обеспеченности населения водой нормативного качества;
— индивидуальное жилье;
— объекты транспортной магистрали и энергетики;
— логистические центры, хранилища для сельхозпродукции;
— ирригационная инфраструктура для обеспечения новыми орошаемыми землями сельских жителей, а также модернизация и реабилитация существующей ирригации;
— завершение строительства и оснащение всех пунктов пропуска по стандартам ЕАЭС;
— обеспечение потребности капстроительства и эксплуатационных нужд в качественных видах стройматериалов, отвечающих международным требованиям.
Под контролем Комитета и его председателя Салайдина Айдарова остаются и основные преобразования в социальной сфере, направленные на выполнение в полном объеме гарантированных социальных обязательств государства, на повышение уровня жизни населения и улучшение положения незащищенных категорий граждан.
Глава комитета С. Айдаров и члены его команды уделяют особое внимание трудовому обеспечению соотечественников в рамках реализации Программы содействия занятости населения и регулирования миграции до 2020 года. А также реализации госполитики социально-экономического развития регионов КР, формированию базисной конструкции для подготовки детализированных программ для конкретных населенных пунктов, которые послужат точками развития в рамках Концепции региональной политики КР на период 2018-2022 годов.
В среднесрочном периоде прогнозируется рост численности населения в среднем в год на 128 тыс. человек, численность занятого населения ежегодно будет возрастать примерно на 1,5%.
ВВП на душу населения увеличится в среднем в год на 6,2% и составит 1602,7 долларов США в 2021 году. А реальный рост среднемесячной зарплаты прогнозируется на уровне 0,8% и составит 19 тысяч 651,9 сомов в 2021 году. Реальный рост денежных доходов — на уровне 0,9%, то есть составит через пару лет 451,1 млрд. сомов. При этом уровень бедности сократится на 0,13 процентных пункта и составит 25 % в 2021 году.
На заседаниях Комитета, проводимых под председательством Салайдина Айдарова, регулярно приглашаются главы министерств и ведомств, чтобы их могли заслушать.
Одним из наиболее показательных стало заслушивание вице-премьер-министра КР Замирбека Аскарова по отчету правительства КР за 2018 год. Выступая перед членами Комитета он, в частности, отметил, что налоговые доходы в прошлом году составили 103,7 млрд. сомов и выросли на 13,4 % или на 12,3 млрд. сомов по сравнению с 2017 годом.
«Благодаря принятым мерам правительства по оптимизации и ограничению расходов, дефицит республиканского бюджета сократился с 3,3 % в 2017 году до 1,2 % в 2018 году. Внешний долг сократился на 5,1 %, что является одним из показателей макроэкономической стабильности», — сообщил З. Аскаров.
Также вице-премьер рассказал об улучшении позиции республики в ряде международных рейтингов. В частности, в индексе «Ведение бизнеса» — есть улучшение на 7 позиций. При этом отмечается улучшение позиций по компонентам «Разрешение неплатежеспособности» (+37 позиций), «Международная торговля» (+14 позиций), «Защита миноритарных инвесторов» (+13 позиций) и «Обеспечение исполнения контрактов» (+8 позиций). В Индексе глобальной конкурентоспособности отмечается улучшение на 5 позиций. Рост индикаторов наблюдается по инфраструктуре (+ 2), макроэкономической стабильности (+ 24), объему рынка (+ 7).
Замирбек Аскаров с удовлетворением отметил, что доля расходов госбюджета на социальный сектор выросла с 51,8 % в 2017 году до 55,2 % в 2018 году.
«Расходы бюджета на социальный сектор составили 78,4 млрд. сомов. Средний размер пенсии увеличился на 3,2 % и была осуществлена индексация базовой части пенсии в размере 1780 сомов. Кроме того, среднемесячная зарплата по стране выросла на 5,4 % — с 15 тысяч 391 сомов в 2017 году до 16 тысяч 218 сомов в 2018 году», — подчеркнул вице-премьер-министр КР.
С октября 2018-го увеличена заработная плата семейных врачей и врачей общей практики в организациях здравоохранения, а семейным медсестрам и среднему персоналу фельдшерско-акушерских пунктов установлена доплата в размере 30 % базового оклада по должности.
Аскаров добавил, что на 80 % повышена заработная плата работников 11 учреждений культуры.
«В 2018 году из бюджета профинансировано 2,8 млрд. сомов по 440 объектам. Также завершено строительство и капитальный ремонт 156 объектов, из них 111 объектов образования и 8 объектов здравоохранения», — заключил вице-премьер Аскаров.
Акылбек Кошоев
Фото с сайта kenesh.kg, Orbita.kg (Александр Корниенко) и WWW