Помню, фильм был в советскую пору. Там персонаж Георгия Буркова, приехав из города в колхоз, представляется: “Я по профессии таксидермист”. Деревенская темнота, обалдев от заморского словечка, поначалу думала, что он — важный министр. Но потом Буркова “раскусили”. Местные кумушки, смеясь, подкалывали главную героиню Наталью Гундареву, за которой ухлестывал Георгий: “А знаешь, чем зарабатывает твой таксидермист? На такси дерьмо возит!”.
Бишкек , 24 Янв — Orbita.kg. На самом деле люди этой редкой специальности изготавливают чучела животных. В Кыргызстане, к сожалению, их раз–два и обчелся. О данной проблеме хорошо известно руководству Биолого–почвенного института Национальной академии Кыргызской Республики (БПИ НАН КР), но что они могут сделать?
Между тем именно в здании этого института с 2004 года размещается столичный Зоомузей, основу которого составляют чучела ценных животных, обитающих в Кыргызстане.
“Высококлассных специалистов таксидермистского профиля, как это было при Союзе, у нас уже нет, увы. Но для пополнения различных экспозиций такие профи, конечно, понадобятся. Почему бы соответствующим природоохранным ведомствам, госорганам, тому же БПИ НАН КР, не начать посылать студентов–естествоиспытателей из бишкекских вузов в российские для обучения мастерству таксидермизма? В частности, в Воронеж, Иркутск, другие города”, — считает ученый Женишбек Калмырзаев.
После переезда в здание Нацакадемии помещение для Зоомузея было частично модернизировано, комнаты отремонтированы, экспонаты в меру сил реставрированы.
Еще в 1926 году в столице советской Киргизии появился Центральный музей краеведения. В 1943 году он разделился на Исторический и Музей природы, последний и был потом преобразован в Зоологический музей. До осени 2004 года он арендовал один из блоков здания нынешней Ассамблеи народа Кыргызстана и Министерства культуры КР.
Тут представлены около 1500 экспонатов. В центральном зале (а всего их четыре) посетители могут наблюдать, как мощный ильбирс атакует круторогого архара, вцепившись зубами тому в загривок. Под потолком здесь парит стервятник-бородач. Внизу дикобраз ощетинился. Рядышком шакал тарится. Медведь, вставший на дыбы. За стеклом размещены чучела десятков птиц и их яиц, разнообразных млекопитающих, рыб, амфибий, рептилий… Воочию можно увидеть, как выглядят волки и лисы, косули и грифы…
Кроме таксидермированной живности залы музея в Бишкеке украшают полотна с картинами из допотопных эпох с динозаврами. А также лики научных светил, исследовавших природу нашего горного края: портреты Семенова Тянь–Шанского, Н.Пржевальского, А.Алдашева, А. Алтымышева и других ученых.
Переезд Зоомузея (прежде в нем работали опытные биологи, около 7 человек) в Национальную академию наук КР (адрес: проспект Чуй, 265, неподалеку от кинотеатра «Октябрь») — по сути, возвращение к родным пенатам. Во многих крупных центрах СНГ — Москве, Киеве, Санкт–Петербурге — все подобные биомузеи и гербарные фонды тоже находятся в научных учреждениях.
Большой интерес, кроме местных любителей природы, наш Зоомузей может представлять и для зарубежных гостей, интересующихся экологической средой всей системы Тянь-Шаня, одной из ключевых горных гряд нашей планеты.
Кроме того, бишкекский Зоомузей выступает не просто как некое хранилище экзотических предметов, а как научно-просветительское учреждение, где для учащихся проводят познавательные экскурсии.
А в ноябре 2016 года в НАН КР состоялся международный симпозиум
«Актуальные проблемы сохранения биоразнообразия и музейное дело», в честь 25-летия суверенитета республики и 90-летия Зоологического музея. В конференции участвовали специалисты не только Кыргызстана, но и Казахстана, Таджикистана и России, они представили порядка важных 50 докладов.
Цель форума, организованного ПРООН, была мультиформатной – привлечение внимания научной общественности и вельмож к нуждам Зоомузея в Бишкеке, а также к вопросам природопользования, естественно-научному образованию, экологическому воспитанию и обучению населения, как уберечь окружающую среду. Это особенно актуально, учитывая прогнозы экспертов ООН, согласно которым всего через 50 лет более 20 процентов биологических богатств Земли из-за вмешательства гомо сапиенса может попросту исчезнуть, а это – глобальная катастрофа!
Кстати, иметь личную коллекцию трофеев становится все более престижным среди богатых кыргызских зверобоев. Охотники заказывают чучела подстреленных ими кабанов, косуль, архаров и других представителей фауны в соседнем Казахстане. Там таксидермистские мастерские теперь именуются салонами, а сами чучельники — скульпторами–анималистами или же зоологами–художниками. Прежние тряпки и опилки заменяют пенопласт, гипс, воск, другие современные материалы. Чудо в перьях, сделанное из какого-нибудь павлина, может стоить огромных денег, и при правильном уходе будет радовать глаз около 100 лет!
Фото Влада Ушакова