Кыргызстан, увы, по-прежнему занимает незавидные строчки в антикоррупционном рейтинге мирового агентства Transparency International, хотя внешне власти усиленно очищают свои ряды от нечистых на руку госслужащих, даже невзирая на их статус и положение.
БИШКЕК , 23 Июн — Orbita.kg. Кыргызская Республика давно и прочно в списке «потерпевших». Ущерб — мультимиллионный. Тех, кто причастен к преступным деяниям внешне ловят, конечно. Но всех ли? Как уберечь бюджет от посягательств – большой вопрос.
Наши почти 28 лет движения по волнам независимости отмечались фантастической двойной моралью. На публике звучали речи об «очищении» республики от казнокрадов, а в действительности процветали формы взяточничества, кумовства, круговой поруки и иные метастазы. Масса грязных чиновников попросту оторвалась по степени благосостояния от бедных слоев. населения.
В целом коррупция — это целое явление в жизни общества, со столь многоликими формами проявления, что их трудно вместить в определенные рамки. Она может видоизменяться в зависимости от конкретной ситуации. Это редкий по сложности фьюжн действий органов власти и предпринимательских структур, могущий принести замазанным чиновникам и их коммерческим подельникам колоссальные прибыли.
По характеру сложности коррупция — это наиболее катастрофическое бедствие. Закономерно снижается законная бизнес-активность, подтачиваются интересы инвесторов к Кыргызстану, сдерживается общедемократическое развитие, падает экономический прогресс. Как следствие — общественность перестает доверять людям во власти власти, растет напряжение, теряется уважение к закону.
Многие, к сожалению, представляют себе коррупцию просто как некое конкретное преступление, находящееся в сфере уголовно–правовых отношений. И это понимание создает ложное впечатление, мол, для антикоррупционного успеха хватает одних лишь контролирующих структур, и все будет тип-топ. Но это ошибка! Коррупция — отнюдь не голый состав преступления, это реально мультифакторный феномен. А в КР же его втиснули в рамки статьи 303 УК КР, даже не поняв, что невозможно коррупцию, способную приобретать тысячи различных форм, ликвидировать одной-единственной статьей!
Коррупция должна рассматриваться не только уголовным, но также административным, налоговым, таможенным, трудовым кодексами, другими нормативно–правовыми документами. Иначе будет обычная имитация борьбы.
Также один из факторов процветания коррупции — это укорененность в массовом сознании представлений о том, что продажность чиновников – обычная норма их поведения, что деньги могут решить все проблемы, и т.п. При этом, что интересно, в сознании сограждан фактически нет отрицательного образа человека, предлагающего ту же взятку. Такой субъект больше идентифицируется, как жертва обстоятельств или как «деловой» человек, способный «добиться своего», но которому просто не повезло…
В основе пирамиды коррупции лежит безнравственность чинуш, чьи меркантильные интересы важнее общегосударственных. Значит, следует принимать меры по очищению помыслов в самих органах управления властью. Пора коррупцию изводить под корень не лишь директивами, но и шагами превентивного свойства.
Конечно, честным государственным служащим надо, доверяя, создавать формат финансовой самостоятельности, гарантировать необходимую социальную защиту. Но вместе с тем надо с них и строго спрашивать, наказывать за малейшие нарушения как норм поведения и этики служащих, так и профессиональной дисциплины. Иначе демократия — власть народа — легко превратится в охлократию — власть толпы!
В разное время и в разных странах правители всячески пытались обуздать опасные искушения своих чиновников.
Коррупция стара, как мир. История знает немало примеров, когда из-за алчности чиновников, ослепленных жаждой денег, славы и карьеры, рушились целые государства, империи и цивилизации! Оно и понятно. Чем власть менее сильна, тем она более продажна. А значит, чем продажнее, тем более недееспособна! Такую систему и захватить легко, да и сама она долго не протянет…
К примеру, крайне строгим отношением к коррупционерам отличается КНР. Зачастую там судебные приговоры приводят к публичным экзекуциям с пулей в затылке. А в некоторых мусульманских странах любителям запустить руки в госбюджет эти самые руки укорачивают саблями палачи.
Асман Дастан
Фото WWW