Госдолг страны сократился за февраль на $32,17 млн: реальность или иллюзия?

40 072

В феврале 2023 года государственный долг Кыргызстана уменьшился на 32,17 миллиона долларов. Это радостная новость для страны, которая в прошлом году нарастила свои обязательства на 221,41 миллиона долларов. Однако стоит ли считать этот результат достижением или это временное явление?

Бишкек, 07 Апр — Orbita.kg. Государственный долг Кыргызстана состоит из двух частей: внешнего и внутреннего. Внешний долг — это сумма, которую страна должна иностранным кредиторам, таким как международные организации, правительства других стран или банки. Внутренний долг — это сумма, которую страна должна своим гражданам или юридическим лицам, например, путем выпуска государственных ценных бумаг.

По данным Министерства финансов Кыргызстана, по итогам февраля 2023 года государственный долг составил 5 миллиардов 598,9 миллиона долларов (489 миллиардов 439,29 миллиона сомов). Из них 4 миллиарда 494,37 миллиона долларов (392 миллиарда 884,43 миллиона сомов) приходятся на внешний долг, а 1 миллиард 104,53 миллиона долларов (96 миллиардов 554,86 миллиона сомов) — на внутренний. За месяц уровень госдолга сократился на 32,17 миллиона долларов. При этом внешний долг снизился на 26,3 миллиона долларов, а внутренний — на 5,86 миллиона долларов.

По итогам февраля 2023 года государственный долг составил 52,8 процента от валового внутреннего продукта (ВВП) страны. Это ниже уровня конца прошлого года, когда он достиг 60,33 процента от ВВП1. Однако это все еще выше порога 50 процентов, который рекомендует не превышать Международный валютный фонд (МВФ).

Больше половины (50,4 процента) внешнего долга составляют многосторонние займы Кыргызстана — 2 миллиарда 266,3 миллиона долларов. Это кредиты от таких организаций, как Азиатский банк развития (АБР), Исламский банк развития (ИБР), Евразийский банк развития (ЕБРР) и другие.

Еще 2 миллиарда 175,35 миллиона долларов (48,4 процента внешнего долга) страна должна в рамках двусторонних льготных кредитов. Из них 39,7 процента занимает задолженность Экспортно-импортному банку Китая (ЭКСИМБАНК), которая по итогам февраля 2023 года составила 1 миллиард 782,82 миллиона долларов. Это самый крупный иностранный кредитор Кыргызстана, который финансирует различные инфраструктурные проекты в рамках инициативы «Один пояс, один путь».

Сокращение госдолга Кыргызстана в феврале 2023 года можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, это сезонное снижение спроса на валюту в связи с окончанием новогодних праздников и зимнего сезона. Во-вторых, это укрепление национальной валюты — сома — по отношению к доллару США. В-третьих, это частичное погашение долга перед некоторыми кредиторами, такими как Япония, Германия, Корея, МВФ и ЕС.

Однако эти факторы не гарантируют стабильности и устойчивости государственных финансов Кыргызстана. Страна по-прежнему сталкивается с рядом проблем, которые могут увеличить ее долговую нагрузку. Среди них:

  • Низкий уровень экономического роста. По данным Национального статистического комитета Кыргызстана, в 2021 году ВВП страны сократился на 8 процентов из-за пандемии коронавируса и политической нестабильности. В 2022 году ожидается восстановление на уровне 4 процента, но это все еще недостаточно для обеспечения достаточных доходов бюджета и создания новых рабочих мест.
  • Высокий уровень социальных расходов. Кыргызстан тратит значительную часть своего бюджета на оплату пенсий, зарплат госслужащих, социальных пособий и льгот. Эти расходы не всегда соответствуют реальным потребностям населения и не способствуют повышению его благосостояния. Кроме того, они увеличивают дефицит бюджета и потребность в заимствованиях.
  • Низкий уровень инвестиций. Кыргызстан испытывает дефицит инвестиций в свою экономику, особенно в секторах, которые могут обеспечить диверсификацию и модернизацию производства. С одной стороны, это связано с недостаточной привлекательностью инвестиционного климата в стране, который характеризуется высоким уровнем коррупции, слабой защитой прав собственности и низкой качеством институционального окружения. С другой стороны, это связано с ограниченным доступом к дешевым и долгосрочным источникам финансирования, таким как рынок ценных бумаг или частные фонды.
  • Высокий уровень зависимости от золотодобычи. Кыргызстан в значительной степени опирается на доходы от экспорта золота, которое добывается на крупнейшем месторождении Кумтор. Однако этот сектор подвержен большим колебаниям цен на мировом рынке, а также экологическим и социальным рискам. Кроме того, срок действия лицензии на добычу золота на Кумторе истекает в 2026 году, что создает неопределенность для будущих доходов страны.
  • Высокий уровень внешней уязвимости. Кыргызстан имеет большой торговый дефицит, который финансируется за счет притока трудовых мигрантов из России и Казахстана. Однако эти переводы также подвержены колебаниям в связи с конъюнктурой в регионе и мерами по борьбе с пандемией. Кроме того, Кыргызстан имеет высокую степень долларизации своей экономики, что означает, что большая часть сбережений и кредитов населения и предприятий выражена в иностранной валюте. Это усиливает влияние колебаний курса сома на финансовое положение агентов.

Исходя из этого анализа, можно сделать вывод, что сокращение госдолга в феврале 2023 года не является показателем стабилизации или улучшения финансового положения страны. Это скорее временное явление, которое может измениться в зависимости от внешних и внутренних обстоятельств. Для того, чтобы действительно снизить долговую нагрузку и повысить устойчивость государственных финансов, Кыргызстану необходимо проводить глубокие и комплексные реформы в экономике и управлении. Только так можно обеспечить долгосрочный рост и развитие страны.

Госдолг страны сократился за февраль на  $32,17 млн: реальность или иллюзия?
Динамика обслуживания внешнего долга Кыргызстана за период с 2005 по март 2022 года в миллиардах сом