Черный дым над столицей. Почему Бишкекчане каждую зиму задыхаются от смога?

2 480

Согласно официальным данным, последние несколько лет Бишкек стабильно попадает в рейтинг городов с самым высоким уровнем загрязнения воздуха. Эколог Эдиль Дуйшонбиев рассказал, как рост новостроек вблизи столицы, слабая газификация и увеличение количества автотранспорта окутали черным смогом столицу Кыргызстана.

Когда-то Бишкек, точнее в те годы город называли – Фрунзе, считался самым зеленым городом Советского Союза. Тогда многие именно из-за красоты местной природы, чистоты воздуха и экологии мечтали посетить столицу Советской Киргизии.

Но, последние несколько лет Бишкек официально входит в числе городов с самым грязным воздухом. Каждую зиму столицу покрывает черный дым, горожане задыхаются от смога.

Эколог Эдиль Дуйшонбиев рассказал, что к проблеме смога в столице нужно подходить комплексно и имеются несколько основных причин образования над столицей черного дыма.

“Население Бишкека из года в год растет, город продолжает строиться. Вблизи столицы появились 48 новых жилмассивов. Жители частных домов в зимнее время оттапливают дома твердым топливом. Более 40 процентов городского населения используют уголь для обогрева жилья. Поэтому каждый зимний вечер столицу окутывает запах дыма и гари. Если эти новостройки были бы газифицированы, то город не так погряз бы в черном дыму. Необходимо, чтобы население понимало это, да, наверное твердое топливо дешевле обходится, но нужно думать об экологии, от которого на прямую зависит здоровье всех бишкекчан”,- подчеркнул он.

Чтобы предотвратить появление смога, также необходимо запретить сжигание производственных отходов. Городские и частные бани, швейные цеха и  некоторые частные предприятия, должны прекратить сжигать резину и швейные отходы. После сжигания, эти токсичные вещества попадают в атмосферу и не исчезают никуда. Они могут очень долго находиться в воздухе, и лишь менять свое место нахождение направлением ветра.

И так как Бишкек расположен на котловане, географическое положение усложняет процесс рассасывания выбросов и вредных газов.

“Также причиной того, что из года в год в столице смога становится все больше, это увеличение количества автотранспорта. Как мы знаем, в нашу страну в основном привозятся старые машины, которые уже отработали свое. У многих из них отсутствуют катализаторы, а если даже и есть, то соотечественники их здесь снимают и перепродают. Ведь катализатор в машине предназначен для очистки вредных выхлопных газов, которые очень вредны для экологии и здоровья человека. Так как 40-50 процентов машин в столице ездят без катализаторов, то только представьте такое количество вредных веществ выделяются ежедневно. И за это ответственен каждый человек.

Стоит отметить, особенно множество вредных газов выделяется во время пробок, когда машина из-за того, что топливо не выгорает до конца, выделяются вредные химические газы. Поэтому необходимо в зимний период не создавать больших пробок на дорогах, стараться приобретать новые машины и наверное государству нужно рассмотреть состояние общественного транспорта.

 Основная часть общественного транспорта в столице это маршрутки. Большая часть этих самых маршрутных такси- старое. Каждый день с утра до вечера они разъезжают по улицам города и наносят колоссальный вред экологии и способствуют образованию смога в городе”,- сказал Эдиль Дуйшонбиев.

Конечно в образовании смога свои 10-15 процентов вносит и  ТЭЦ Бишкека. Ежедневно в котлах ТЭЦа сжигаются миллионы тонн твердого топлива, вырабатывая 460 МВт тепла. Здесь необходимо учесть, что сжигаемый ТЭЦом уголь был хорошего качества, если он плохого то и вреда от него будет больше.

По мнению эколога, для того чтобы решить проблему смога в Бишкеке необходимо газифицировать все новостройки и жилмассивы вокруг столицы, большое значение придать ее озеленению и в скором времени решить вопрос с общественным транспортом. Если такая ситуация будет продолжаться, то из года в год, смога в столице будет становиться больше.

Автор: Алтынай Жумалиева