ПРОЕКТ ЗАКОНА КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

19 876

ПРОЕКТ

ЗАКОН

КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Настоящий Закон регулирует общественные отношения в области печатных и других средств массовой информации, устанавливает государственные гарантии их свободы в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Свобода слова, печати и средств массовой информации

1. В Кыргызской Республике каждый имеет право свободно выражать свои взгляды и мнения, распространять их в печати и других средствах массовой информации, получать при их посредничестве информацию по любому интересующему вопросу общественной и государственной жизни.

2. В Кыргызской Республике поиск, получение, производство и распространение массовой информации, учреждение печатных и других средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими, изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Ограничение свободы слова, печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения в соответствии с конституционным законом.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) средство массовой информации — периодическое печатное издание, информационное агентство, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

2) массовая информация — предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

3) периодическое печатное издание — газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в 3 месяца;

4) радио-, теле-, видео-, кинохроникальная программа — совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

5) продукция средства массовой информации — тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

6) распространение продукции средства массовой информации — продажа, подписка, доставка, раздача периодического печатного издания, аудио- или видеозаписи программы, вещание телеканала, радиоканала (телевизионное вещание, радиовещание), вещание телепрограммы, радиопрограммы в составе соответственно телеканала, радиоканала, демонстрация кинохроникальной программы, предоставление доступа к сетевому изданию, иные способы распространения;

7) специализированное средство массовой информации — такое средство массовой информации, для регистрации или распространения продукции которого настоящим Законом установлены специальные правила;

8) редакция средства массовой информации — организация, учреждение, предприятие либо гражданин, объединение граждан, осуществляющие производство и выпуск средства массовой информации;

9) главный редактор (редактор) — лицо, возглавляющее редакцию (независимо от наименования должности) и принимающее окончательные решения в отношении производства и выпуска средства массовой информации;

10) журналист — лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми или иными договорными отношениями либо занимающееся такой деятельностью по ее уполномочию;

11) издатель — издательство, иное учреждение, предприятие (предприниматель), осуществляющее материально-техническое обеспечение производства продукции средства массовой информации, а также приравненное к издателю юридическое лицо или гражданин, для которого эта деятельность не является основной либо не служит главным источником дохода;

12) распространитель — лицо, осуществляющее распространение продукции средства массовой информации по договору с редакцией, издателем или на иных законных основаниях;

13) телеканал, радиоканал — сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) соответственно иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. Правила, установленные настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики для телепрограммы, радиопрограммы, применяются в отношении телеканала, радиоканала, если иное не установлено настоящим Законом;

14) вещатель — юридическое лицо, осуществляющее формирование телеканала или радиоканала и его распространение в установленном порядке на основании лицензии на телевизионное вещание, радиовещание;

15) сетевое издание (веб-сайт) — сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Статья 3. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации

1. Законодательство Кыргызской Республики о средствах массовой информации состоит из Конституции Кыргызской Республики, настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Кыргызской Республики.

2. Настоящий Закон применяется в отношении средств массовой информации, учреждаемых в Кыргызской Республике, а для создаваемых за ее пределами — лишь в части, касающейся распространения их продукции на территории Кыргызской Республики.

3. Юридические лица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне с организациями и гражданами Кыргызской Республики, если иное не установлено законом.

4. Если межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

Статья 4. Недопустимость злоупотребления свободой слова и печати

1. Запрещается использование средств массовой информации:

1) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к насильственному захвату власти или насильственному изменению конституционного строя Кыргызской Республики;

2) для пропаганды войны, разжигания национальной, расовой, региональной и религиозной вражды;

3) для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов;

4) для распространения материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости;

5) для распространения материалов, подвергающих граждан дискриминации по признаку пола, расы, языка, инвалидности, этнической и региональной принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств личного и общественного характера;

6) для вмешательства в личную жизнь граждан, посягательство на их честь и достоинство, деловую репутацию;

7) для распространения информации о частной жизни человека без его согласия, кроме случаев, установленных законом;

8) для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну;

2. Запрещается использование в радио-, теле-, видео-, кинопрограммах, документальных и художественных фильмах, а также в информационных компьютерных файлах и программах обработки информационных текстов, относящихся к специальным средствам массовой информации, скрытых вставок и иных технических приемов и способов распространения информации, воздействующих на подсознание людей и (или) оказывающих вредное влияние на их здоровье, а равно распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законом, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.

3. Запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а также распространение иной информации, распространение которой запрещено законами.

4. Запрещается распространять материалы, нарушающие принцип презумпции невиновности гражданина.

Статья 5. Запрет цензуры средств массовой информации

Цензура средств массовой информации, то есть требование от редакции средства массовой информации со стороны должностных лиц, государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы, кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым, а равно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельных частей, —запрещается.

Глава 2. УЧРЕЖДЕНИЕ И ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 6. Учредитель

1. Учредителем (соучредителем) средства массовой информации может быть гражданин Кыргызской Республики, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, иное юридическое лицо. Соучредители выступают в качестве учредителя совместно.

2. Не может выступать учредителем:

1) гражданин, не достигший восемнадцатилетнего возраста, либо отбывающий наказание в местах лишения свободы по приговору суда, либо признанный судом недееспособным;

2) объединение граждан, юридическое лицо (предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности), деятельность которого запрещена в соответствии с законодательством Кыргызской Республики;

3) гражданин иностранного государства или лицо без гражданства.

Статья 7. Государственная регистрация средства массовой информации

1. Редакция средства массовой информации осуществляет свою деятельность после его государственной регистрации, за исключением случаев освобождения от регистрации, предусмотренных настоящим Законом.

2. Веб-сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» подлежит регистрации как сетевое издание в соответствии с настоящим Законом.

3. Заявление о регистрации средства массовой информации, продукция которого предназначена для распространения на всей территории Кыргызской Республики, за ее пределами, на территории отдельной (нескольких) административно-территориальной единицы Кыргызской Республики, подается учредителем в Министерство юстиции Кыргызской Республики (далее – Министерство юстиции);

4. Учредителю или лицу, действующему по его уполномочию, высылается или выдается уведомление о приеме такого заявления и необходимых документов с указанием даты их поступления. Рассмотрение заявления о регистрации средства массовой информации и принятие соответствующего решения осуществляются Министерством юстиции в месячный срок с указанной даты.

5. Средство массовой информации считается зарегистрированным со дня принятия уполномоченным государственным органом решения о регистрации средства массовой информации.

6. На основании решения о регистрации средства массовой информации заявителю выдается свидетельство о регистрации средства массовой информации. Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной Министерством юстиции.

7. Министерство юстиции ведет Реестр зарегистрированных средств массовой информации в порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

8. Информация, содержащаяся в реестре зарегистрированных средств массовой информации, является открытой и доступной для ознакомления с ней любых физических лиц и юридических лиц, за исключением случаев, если доступ к такой информации ограничен в соответствии с законом.

9. Сведения о конкретном средстве массовой информации предоставляются Министерством юстиции бесплатно в течение пяти рабочих дней со дня получения заявления о предоставлении таких сведений.

10. Сведения о конкретном средстве массовой информации направляются в письменной форме в виде выписки из Реестра зарегистрированных средств массовой информации или справки об отсутствии запрашиваемых сведений, которая выдается при отсутствии в данном реестре сведений о конкретном средстве массовой информации.

11. Учредитель сохраняет за собой право приступить к производству продукции средства массовой информации в течение трех месяцев со дня выдачи свидетельства о государственной регистрации. В случае пропуска этого срока свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации признается недействительным.

Статья 8. Подача заявления о государственной регистрации средства массовой информации

1. В заявлении о регистрации средства массовой информации должны быть указаны:

1) сведения об учредителе (соучредителях), обусловленные требованиями настоящего Закона;

2) наименование (название) средства массовой информации;

3) язык (языки) распространения массовой информации;

4) адрес редакции;

5) форма периодического распространения массовой информации;

6) предполагаемая территория распространения продукции;

7) примерная тематика и (или) специализация;

8) предполагаемые периодичность выпуска, максимальный объем средства массовой информации;

9) источники финансирования;

10) сведения о том, в отношении каких других средств массовой информации заявитель является учредителем, собственником, главным редактором (редакцией), издателем или распространителем;

11) доменное имя веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания.

К заявлению прилагается документ, удостоверяющий уплату государственной пошлины, а также документы, подтверждающие соблюдение заявителем при учреждении средства массовой информации требований, установленных настоящим Законом.

2. Предъявление иных требований при регистрации средства массовой информации запрещается.

Статья 9. Перерегистрация средства массовой информации

1. Смена учредителя, изменение состава соучредителей, а равно наименования (названия), языка распространения, формы периодического распространения массовой информации, территории распространения его продукции допускается лишь при условии перерегистрации средства массовой информации.

2. Перерегистрация средств массовой информации осуществляется в том же порядке, что и их регистрация.

3. Перерегистрация средства массовой информации, деятельность которого прекращена судом, запрещается.

4. При изменении местонахождения редакции, доменного имени веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для сетевого издания, периодичности выпуска и максимального объема средства массовой информации учредитель обязан в месячный срок письменно уведомить об этом уполномоченный государственный орган.

Статья 10. Освобождение от государственной регистрации средства массовой информации

Не требуется государственная регистрация:

1) периодических печатных изданий тиражом менее 100 экземпляров;

3) радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением либо территорией одного государственного органа, органа местного самоуправления, учебного заведения или предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности.

Статья 11. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации

1. Отказ в государственной регистрации средства массовой информации возможен только по следующим основаниям:

1) если заявление подано от имени гражданина, объединения граждан, юридического лица (предприятия, организации, учреждения), не обладающих правом на учреждение средств массовой информации в соответствии с настоящим Законом;

2) если указанные в заявлении сведения не соответствуют действительности;

3) если наименование (название), примерная тематика и (или) специализация средства массовой информации представляют злоупотребление свободой массовой информации;

4) если Министерством юстиции ранее зарегистрировано средство массовой информации с теми же наименованием (названием) и формой распространения массовой информации.

2. Извещение об отказе в государственной регистрации направляется заявителю в письменной форме с указанием оснований отказа, предусмотренных настоящим Законом.

3. Заявление о государственной регистрации средства массовой информации возвращается заявителю без рассмотрения, с указанием основания возврата:

1) если заявление подано с нарушением требований настоящего Закона;

2) если заявление от имени учредителя подано лицом, не имеющим на то полномочий;

3) если не уплачена государственная пошлина.

После устранения нарушений заявление принимается к рассмотрению.

Статья 12. Государственная пошлина

За государственную регистрацию средства массовой информации, за выдачу дубликата свидетельства о государственной регистрации, за внесение изменений в свидетельство о государственной регистрации уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, установленном Кабинетом Министров Кыргызской Республики.

Статья 13. Признание свидетельства о государственной регистрации средства массовой информации недействительным

Свидетельство о государственной регистрации средства массовой информации может быть признано недействительным Министерством юстиции только в случаях:

1) если свидетельство о регистрации получено обманным путем;

2) если средство массовой информации не выходит в свет (в эфир) более трех месяцев;

3) если устав редакции или заменяющий его договор не принят и (или) не утвержден в течение двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации;

4) если имела место повторная регистрация данного средства массовой информации.

Глава 3. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 14. Возникновение прав и обязанностей средства массовой информации

1. Права и обязанности учредителя и редакции, предусмотренные настоящим Законом, возникают со дня регистрации средства массовой информации, а предусмотренные уставом редакции — со дня его утверждения.

2. Учредитель, редакция, издатель, распространитель могут дополнительно установить на договорной основе взаимные права и обязанности. Положения устава и договоров не должны противоречить настоящему Закону и законодательству Кыргызской Республики.

Статья 15. Статус учредителя средства массовой информации

1. Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией средства массовой информации (главным редактором).

2. Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя). Максимальный объем заявления учредителя определяется в уставе редакции, ее договоре либо ином соглашении с учредителем. По претензиям и искам, связанным с заявлением учредителя, ответственность несет учредитель. Если принадлежность указанного сообщения или материала учредителю не оговорена редакцией, она выступает соответчиком.

3. Учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

4. Учредитель может передать свои права и обязанности третьему лицу с согласия редакции и соучредителей. В случае ликвидации или реорганизации учредителя — объединения граждан, предприятия, учреждения, организации, государственного органа его права и обязанности в полном объеме переходят к редакции, если иное не предусмотрено уставом редакции.

5. Учредитель может выступать в качестве редакции, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

6. Гражданин Кыргызской Республики, имеющий двойное гражданство, гражданин иностранного государства, иностранное юридическое лицо, а равно юридическое лицо Кыргызской Республики с иностранным участием, доля (вклад) иностранного участия в уставном капитале которого составляет 50 процентов и более, не может выступать учредителями телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, веб-сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Статья 16. Статус редакции средства массовой информации

1. Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности.

2. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Если редакция зарегистрированного средства массовой информации организуется в качестве предприятия, то она подлежит также регистрации в соответствии с законодательством Кыргызской Республики о государственной регистрации юридических лиц и помимо производства и выпуска средства массовой информации вправе осуществлять в установленном порядке иную, не запрещенную законом деятельность.

3. Редакция может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.

4. Редакцией руководит главный редактор, который осуществляет свои полномочия на основе настоящего Закона, устава редакции, договора между учредителем и редакцией (главным редактором).

Главный редактор представляет редакцию в отношениях с учредителем, издателем, распространителем, гражданами, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями, организациями, государственными органами, а также в суде. Он несет ответственность за выполнение требований, предъявляемых к деятельности средства массовой информации настоящим Законом и законодательством Кыргызской Республики.

Статья 17. Устав редакции средства массовой информации

1. Устав редакции средства массовой информации принимается на общем собрании коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.

2. В уставе редакции должны быть определены:

1) взаимные права и обязанности учредителя, редакции, главного редактора;

2) полномочия коллектива журналистов — штатных сотрудников редакции;

3) порядок назначения (избрания) главного редактора, редакционной коллегии и (или) иных органов управления редакцией;

4) основания и порядок прекращения и приостановления деятельности средства массовой информации;

5) передача и (или) сохранение права на наименование (название), иные юридические последствия смены учредителя, изменения состава соучредителей, прекращения деятельности средства массовой информации, ликвидации или реорганизации редакции, изменения ее организационно-правовой формы;

6) порядок утверждения и изменения устава редакции, а также иные положения, предусмотренные настоящим Законом и не противоречащими законодательству Кыргызской Республики.

3. Устав редакции, организуемой в качестве предприятия, может являться одновременно уставом данного предприятия. В этом случае устав редакции должен соответствовать также законодательству о предприятиях и предпринимательской деятельности.

4. Копия устава редакции или заменяющего его договора направляется в уполномоченный государственный орган не позднее двух месяцев со дня первого выхода в свет (в эфир) данного средства массовой информации. При этом редакция вправе оговорить, какие сведения, содержащиеся в ее уставе, составляют коммерческую тайну.

Статья 18. Статус издателя средства массовой информации

Издатель осуществляет свои права и несет обязанности на основе настоящего Закона и законодательства Кыргызской Республики. Издатель может выступать в качестве учредителя средства массовой информации, редакции, распространителя, собственника имущества редакции.

Статья 19. Договоры между соучредителями средства массовой информации, между учредителем и редакцией, между редакцией и издателем

1. Договором между соучредителями средства массовой информации определяются их взаимные права, обязанности, ответственность, порядок, условия и юридические последствия изменения состава соучредителей, процедура разрешения споров между ними.

2. Договором между учредителем и редакцией (главным редактором) определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними: порядок выделения и использования средств на содержание редакции, распределения прибыли, образования фондов и возмещения убытков, обязательства учредителя по обеспечению надлежащих производственных и социально-бытовых условий жизни и труда сотрудников редакции. Стороной в договоре с редакцией может быть каждый соучредитель в отдельности либо все соучредители вместе.

3. Договором между редакцией и издателем определяются производственные, имущественные и финансовые отношения между ними, взаимное распределение издательских прав, обязательства издателя по материально-техническому обеспечению производства продукции средства массовой информации и ответственность сторон.

4. Учредитель, редакция (главный редактор) и издатель могут заключать также иные договоры между собой, а также с распространителем.

Статья 20. Информационные агентства

1. В отношении информационных агентств одновременно распространяются статус редакции, издателя, распространителя и правовой режим средства массовой информации.

2. Бюллетень, вестник, сетевое издание, иное издание или программа с постоянным наименованием (названием), учреждаемые информационным агентством, регистрируются в порядке, установленном настоящим Законом.

3. При распространении сообщений и материалов информационного агентства другим средством массовой информации ссылка на информационное агентство обязательна.

Статья 21. Прекращение и приостановление деятельности средства массовой информации

1. Деятельность средства массовой информации может быть прекращена или приостановлена только по решению учредителя либо судом в порядке гражданского судопроизводства по иску Министерства юстиции или Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.

2. Учредитель имеет право прекратить или приостановить деятельность средства массовой информации исключительно в случаях и порядке, предусмотренных уставом редакции или договором между учредителем и редакцией (главным редактором).

3. Основанием для прекращения судом деятельности средства массовой информации являются неоднократные в течение двенадцати месяцев нарушения редакцией требований статьи 5 настоящего Закона, по поводу которых Министерством юстиции либо органом прокуратуры были вынесены письменные предупреждения учредителю и (или) редакции (главному редактору), а равно неисполнение акта суда о приостановлении деятельности средства массовой информации.

4. Основанием для приостановления судом деятельности средства массовой информации может служить:

1) необходимость обеспечения иска, предусмотренного частью первой настоящей статьи;

2) нарушение законодательства Кыргызской Республики о выборах.

5. Прекращение деятельности средства массовой информации влечет недействительность свидетельства о его государственной регистрации и устава редакции.

Статья 22. Приостановление выпуска средства массовой информации за нарушение законодательства Кыргызской Республики о выборах и референдумах

1. Если в период избирательной кампании, кампании референдума главный редактор или редакция радио- и телепрограммы, периодического печатного издания, иной организации, осуществляющей выпуск средства массовой информации (далее — организация, осуществляющая выпуск средства массовой информации) допустит повторное нарушение законодательства Кыргызской Республики о выборах и референдумах, Центральная комиссия по выборам и проведению референдумов Кыргызской Республики вправе обратиться в суд с ходатайством приостановлении выпуска средства массовой информации, использованного в целях совершения указанных нарушений.

2. Рассмотрение судом ходатайства о приостановлении выпуска средства массовой информации осуществляется в порядке и сроки, которые установлены для производства по делам о защите избирательных прав граждан Кыргызской Республики.

3. Приостановление выпуска средства массовой информации по предусмотренным настоящей статьей основаниям осуществляется судом на срок до момента окончания голосования на выборах, референдуме, а в случае, если проводится повторное голосование, — до момента окончания повторного голосования.

Глава 4. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЖУРНАЛИСТА

Статья 23. Статус журналиста

1. Профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом, распространяется:

1) на штатных сотрудников редакций, занимающихся редактированием, созданием, сбором или подготовкой сообщений и материалов для многотиражных газет и других средств массовой информации, продукция которых распространяется исключительно в пределах одного предприятия (объединения), организации, учреждения;

2) на авторов, не связанных с редакцией средства массовой информации трудовыми или иными договорными отношениями, но признаваемых ею своими внештатными авторами или корреспондентами, при выполнении ими поручений редакции.

Статья 24. Права журналиста

1. Журналист имеет право:

1) искать, запрашивать, получать и распространять информацию;

2) посещать государственные органы и организации, предприятия и учреждения, органы общественных объединений либо их пресс-службы;

3) быть принятым должностными лицами в связи с запросом информации;

4) получать доступ к документам и материалам, за исключением их фрагментов, содержащих сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

5) копировать, публиковать, оглашать или иным способом воспроизводить документы и материалы при условии соблюдения требований настоящего Закона;

6) производить записи, в том числе с использованием средств аудио- и видеотехники, кино- и фотосъемки, за исключением случаев, предусмотренных законом;

7) посещать специально охраняемые места стихийных бедствий, аварий и катастроф, массовых беспорядков и массовых скоплений граждан, а также местности, в которых объявлено чрезвычайное положение; присутствовать на митингах и демонстрациях;

8) проверять достоверность сообщаемой ему информации;

9) излагать свои личные суждения и оценки в сообщениях и материалах, предназначенных для распространения за его подписью;

10) отказаться от подготовки за своей подписью сообщения или материала, противоречащего его убеждениям;

11) снять свою подпись под сообщением или материалом, содержание которого, по его мнению, было искажено в процессе редакционной подготовки, либо запретить или иным образом оговорить условия и характер использования данного сообщения или материала в соответствии с частью первой статьи 43 настоящего Закона;

12) распространять подготовленные им сообщения и материалы за своей подписью, под псевдонимом или без подписи.

2. Журналист пользуется также иными правами, предоставленными ему законодательством Кыргызской Республики.

Статья 25. Аккредитация журналистов средства массовой информации

1. Редакция средства массовой информации имеет право подать заявку в государственный орган, орган местного самоуправления, организацию, учреждение, орган общественного объединения на аккредитацию при них своих журналистов.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, организации, учреждения, органы общественных объединений аккредитуют заявленных журналистов при условии соблюдения редакциями правил аккредитации, установленных этими органами, организациями, учреждениями.

3. Аккредитовавшие журналистов органы, организации, учреждения обязаны предварительно извещать их о заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, обеспечивать стенограммами, протоколами и иными документами, создавать благоприятные условия для производства записи.

4. Аккредитованный журналист имеет право присутствовать на заседаниях, совещаниях и других мероприятиях, проводимых аккредитовавшими его органами, организациями, учреждениями, за исключением случаев, когда приняты решения о проведении закрытого мероприятия.

5. Журналист может быть лишен аккредитации, если им или редакцией нарушены установленные правила аккредитации либо распространены не соответствующие действительности сведения, порочащие честь и достоинство организации, аккредитовавшей журналиста, что подтверждено вступившим в законную силу решением суда.

6. Аккредитация собственных корреспондентов редакций средств массовой информации осуществляется в соответствии с требованиями настоящей статьи.

Статья 26. Обязанности журналиста

1. Журналист обязан:

1) соблюдать устав редакции, с которой он состоит в трудовых отношениях;

2) проверять достоверность сообщаемой им информации;

3) удовлетворять просьбы лиц, предоставивших информацию, об указании на ее источник, а также об авторизации цитируемого высказывания, если оно оглашается впервые;

4) сохранять конфиденциальность информации и (или) ее источника;

5) получать согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в средстве массовой информации сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей;

6) при получении информации от граждан и должностных лиц ставить их в известность о проведении аудио- и видеозаписи, кино — и фотосъемки;

7) ставить в известность главного редактора о возможных исках и предъявлении иных предусмотренных законом требований в связи с распространением подготовленного им сообщения или материала;

8) отказаться от данного ему главным редактором или редакцией задания, если оно либо его выполнение связано с нарушением закона;

9) предъявлять при осуществлении профессиональной деятельности по первому требованию редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста;

10) соблюдать запрет на проведение им предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума при осуществлении профессиональной деятельности.

2. Журналист несет также иные обязанности, установленные законодательством Кыргызской Республики.

3. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и законы, уважать права, законные интересы, деловую репутацию, честь и достоинство граждан, должностных лиц и юридических лиц.

4. Государство гарантирует журналисту в связи с осуществлением им профессиональной деятельности защиту его чести, достоинства, здоровья, жизни и имущества как лицу, выполняющему общественный долг.

Статья 27. Скрытая запись

1. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, запрещается.

2. Распространение сообщений и материалов, подготовленных с использованием скрытой аудио- и видеозаписи, кино- и фотосъемки, допускается, если демонстрация записи производится по решению суда.

Статья 28. Недопустимость злоупотребления правами журналиста

1. Не допускается использование установленных настоящим Законом прав журналиста в целях сокрытия или фальсификации общественно значимых сведений, распространения слухов под видом достоверных сообщений, сбора информации в пользу постороннего лица или организации, не являющейся средством массовой информации.

2. Запрещается использовать право журналиста на распространение информации с целью опорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакам пола, возраста, расовой, региональной или национальной принадлежности, языка, отношения к религии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с их должностным положением либо политическими убеждениями.

Глава 5. РАСПРОСТРАНЕНИЕ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 29. Порядок распространения продукции средства массовой информации

1. Воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространению продукции средств массовой информации со стороны граждан, объединений граждан, предприятий, организаций, организаций, государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц — не допускается.

2. Распространение продукции средства массовой информации считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения.

3. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции средства массовой информации в смысле настоящего Закона.

4. Розничная продажа, в том числе с рук, тиража периодических печатных изданий не подлежит ограничениям, за исключением предусмотренных настоящим Законом. Розничная продажа тиража периодических печатных изданий в местах, не являющихся общедоступными, — помещениях и иных объектах, в отношении которых собственником или лицом, уполномоченным управлять его имуществом, установлен особый режим пользования, — допускается не иначе как с согласия указанных лиц.

5. В случае нарушения редакцией, издателем или распространителем имущественных либо личных неимущественных прав авторов и в иных случаях, предусмотренных законом, распространение продукции средства массовой информации может быть прекращено по решению суда.

6. Распространение продукции средства массовой информации, осуществляемое с нарушением требований, установленных статьей 4 настоящего Закона, может быть прекращено судом на основании заявления Министерства юстиции либо Генеральной прокуратуры Кыргызской Республики.

Статья 30. Выход в свет (в эфир) продукции средства масссовой информации

Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир).

Статья 31. Выходные данные периодического печатного издания

1. Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения:

1) наименование (название) издания;

2) учредитель (соучредители);

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет — также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое);

5) индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;

6) тираж;

7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

8) адреса редакции, издателя, типографии;

2. Вещание телеканала, радиоканала должно сопровождаться объявлением (не реже четырех раз в сутки при непрерывном вещании) наименования (названия) телеканала или радиоканала. Каждый выход в эфир телепрограммы, радиопрограммы должен сопровождаться объявлением наименования (названия) телепрограммы или радиопрограммы.

При демонстрации кинохроникальных программ и при каждом выходе в эфир радиопрограмм, телепрограмм они должны сопровождаться сообщением об ограничении их распространения, телепрограммы, в случаях, предусмотренных законом.

3. Каждая копия радио-, теле-, видео- или документальной (кинохроникальной) программы должна содержать следующие сведения:

1) наименование (название) программы;

2) дата выхода в свет (в эфир) и номер выпуска;

3) фамилия, инициалы главного редактора;

4) тираж;

5) редакция и ее адрес;

6) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»;

4. Сообщения и материалы информационного агентства должны сопровождаться его наименованием (названием).

5. Зарегистрированное средство массовой информации обязано указывать в выходных данных зарегистрировавший его уполномоченный государственный орган и регистрационный номер.

Статья 32. Тираж

1. Тираж периодического печатного издания, аудио-, видео-, кинохроникальной программы определяется главным редактором по согласованию с издателем.

2. Изъятие, а равно уничтожение тиража или его части допускается не иначе как по вступившему в силу решению суда.

Статья 33. Лицензия на теле-радио вещание

Телевизионное вещание, радиовещание (далее — вещание) осуществляются вещателем на основании лицензии на вещание, выданной уполномоченным государственным органом по лицензированию. К отношениям, связанным с осуществлением лицензирования телевизионного вещания, радиовещания, применяются положения законодательства Кыргызской Республики о лицензировании.

Статья 34. Хранение материалов радио- и телепередач

1. В целях обеспечения доказательств, имеющих значение для правильного разрешения споров, редакция радио-, телепрограммы обязана:

1) сохранять материалы собственных передач, вышедших в эфир в записи;

2) фиксировать в регистрационном журнале передачи, вышедшие в эфир.

2. В регистрационном журнале указываются дата и время выхода в эфир, тема передачи, ее автор, ведущий и участники.

3. Сроки хранения:

1) материалов передач — не менее двух месяцев со дня выхода в эфир;

2) регистрационного журнала — не менее одного года с даты последней записи в нем.

4. Аудио- и видеозаписи вышедших в эфир радио- и телепрограмм, содержащих предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, хранятся в соответствующей организации, осуществляющей теле- и (или) радиовещание, не менее 6 месяцев со дня выхода указанных программ в эфир.

5. Организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, обязаны бесплатно предоставлять копии указанных радио- и телепрограмм по требованию государственных органов, правоохранительных, избирательных комиссий (комиссий референдума), судов.

Статья 35. Обязательные сообщения средства массовой информации

1. Редакция средства массовой информации обязана опубликовать бесплатно и в предписанный срок:

1) вступившее в законную силу решение суда, содержащее требование об опубликовании такого решения через данное средство массовой информации;

2) поступившее от органа, зарегистрировавшего данное средство массовой информации, сообщение, касающееся деятельности редакции.

2. Редакции средств массовой информации, учредителями (соучредителями) которых являются государственные органы, обязаны публиковать по требованию этих органов их официальные сообщения в порядке, регулируемом уставом редакции или заменяющим его договором, а равно иные материалы, публикация которых в данных средствах массовой информации предусмотрена законодательством Кыргызской Республики.

3. Государственные средства массовой информации обязаны публиковать сообщения и материалы органов государственной власти Кыргызской Республики в порядке, установленном законом.

4. Редакции средств массовой информации независимо от формы собственности обязаны незамедлительно и на безвозмездной основе выпускать в свет (в эфир) по требованию уполномоченных государственных органов оперативную информацию по вопросам пожарной безопасности и других чрезвычайных ситуаций.

Статья 36. Распространение рекламы в средствах массовой информации

Распространение рекламы в средствах массовой информации осуществляется в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики о рекламе.

Глава 6. ОТНОШЕНИЯ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ С ГРАЖДАНАМИ, ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, ОРГАНАМИ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ И ЮРИДИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ

Статья 37. Право на получение информации

1. Граждане имеют право на оперативное получение через средства массовой информации достоверных сведений о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц.

2. Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, предприятия, организации, учреждения независимо от формы собственности, их должностные лица, предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах.

3. Предоставление государственными органами, органами местного самоуправления информации о своей деятельности по запросам редакций, если такие отношения не урегулированы законодательством Кыргызской Республики о средствах массовой информации, осуществляется в соответствии с законодательством Кыргызской Республики, регулирующим вопросы обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.

Статья 38. Запрос информации

Редакция средства массовой информации имеет право запрашивать информацию о деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений, их должностных лиц. Запрос информации возможен как в устной, так и в письменной форме. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители указанных органов, организаций и объединений, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах их компетенции.

Статья 39. Отказ в предоставлении информации

Отказ в предоставлении редакции средства массовой информации запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну. Уведомление об отказе вручается представителю редакции в пятидневный срок со дня получения письменного запроса информации. В уведомлении должны быть указаны:

1) причины, по которым запрашиваемая информация не может быть предоставлена;

2) должностное лицо, отказывающее в предоставлении информации;

3) дата принятия решения об отказе.

Статья 40. Обеспечение конфиденциальности информации

1. Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

2. Редакция средства массовой информации обязана сохранять в тайне источник информации и не вправе называть лицо, предоставившее сведения с условием неразглашения его имени, за исключением случая, когда соответствующее требование поступило от суда в связи с находящимся в его производстве делом.

3. Редакция средства массовой информации не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

4. Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Статья 41. Авторские произведения и письма

1. Редакция средства массовой информации обязана соблюдать права на используемые произведения, включая авторские права, издательские права, иные права на интеллектуальную собственность. Автор либо иное лицо, обладающее правами на произведение, может особо оговорить условия и характер использования предоставляемого редакции произведения.

2. Письмо, адресованное в редакцию средства массовой информации, может быть использовано в сообщениях и материалах данного средства массовой информации, если при этом не искажается смысл письма и не нарушаются положения настоящего Закона. Редакция не обязана отвечать на письма граждан и пересылать эти письма тем органам, организациям и должностным лицам, в чью компетенцию входит их рассмотрение.

3. Никто не вправе обязать редакцию опубликовать отклоненное ею произведение, письмо, другое сообщение или материал, если иное не предусмотрено законом.

Статья 42. Право на опровержение

1. Гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности вправе потребовать от редакции средства массовой информации опровержения не соответствующих действительности и порочащих их честь, достоинство и деловой репутации сведений, которые были распространены в данном средстве массовой информации. Такое право имеют также законные представители гражданина, если сам гражданин не имеет возможности потребовать опровержения. Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации.

2. Если гражданин, объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение представили текст опровержения, то данный текст распространению подлежит при условии его соответствия требованиям настоящего Закона.

Статья 43. Порядок опровержения

1. В опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.

2. Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал. По радио и телевидению опровержение должно быть передано в то же время суток и, как правило, в той же передаче, что и опровергаемое сообщение или материал.

3. Объем опровержения не может более чем вдвое превышать объем опровергаемого фрагмента распространенного сообщения или материала. Нельзя требовать, чтобы текст опровержения был короче одной стандартной страницы машинописного текста. Опровержение по радио и телевидению не должно занимать меньше эфирного времени, чем требуется для прочтения диктором стандартной страницы машинописного текста.

4. Опровержение должно последовать:

1) в средствах массовой информации, выходящих в свет (в эфир) не реже одного раза в неделю, — в течение десяти дней со дня получения требования об опровержении или его текста;

2) в иных средствах массовой информации — в подготавливаемом или ближайшем планируемом выпуске.

5. В течение десяти дней со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Статья 44. Основания отказа в опровержении

1. В опровержении может быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 5 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению или иному акту суда;

3) является анонимным.

2. В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

3. Отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Кыргызской Республики.

Статья 45. Право на ответ

1. Гражданин объединение граждан, государственный орган, орган местного самоуправления, должностное лицо, предприятие, организация, учреждение независимо от формы собственности, в отношении которых в средстве массовой информации распространены сведения, не соответствующие действительности либо ущемляющие права и законные интересы гражданина, имеют право на ответ (комментарий, реплику) в том же средстве массовой информации.

2. Ответ помещается не ранее чем в следующем выпуске средства массовой информации. Данное правило не распространяется на редакционные комментарии.

Глава 7. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

В ОБЛАСТИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 46. Межгосударственные договоры и соглашения

1. Межгосударственное сотрудничество в области массовой информации осуществляется на основе договоров, заключенных Кыргызской Республикой.

2. Редакции, профессиональные объединения журналистов участвуют в международном сотрудничестве в области массовой информации на основе соглашений с гражданами и юридическими лицами иностранных государств, а также международными организациями.

Статья 47. Распространение информации зарубежных средств массовой информации

1. Гражданам Кыргызской Республики гарантируется беспрепятственный доступ к сообщениям и материалам зарубежных средств массовой информации.

2. Ограничение приема программ непосредственного телевизионного вещания допускается не иначе как в случаях, предусмотренных законодательством Кыргызской Республики.

3. Распространение зарубежного телеканала или зарубежного радиоканала на территории Кыргызской Республики допускается после его регистрации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

4. Для распространения продукции зарубежного периодического печатного издания, не зарегистрированного в Кыргызской Республикие и имеющего место постоянного пребывания учредителя или редакции вне ее пределов, а равно финансируемого иностранными государствами, юридическими лицами или гражданами, необходимо получить разрешение уполномоченного государственного органа, если порядок распространения не установлен межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой.

5. Разрешение на распространение продукции зарубежного периодического печатного издания оформляется на бланке, являющемся документом строгой отчетности и защищенной от подделок полиграфической продукцией, по форме, установленной Правительством Кыргызской Республики.

Статья 48. Корреспонденты зарубежных средств массовой информации

1. Представительства зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике создаются с разрешения Министерства иностранных дел Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой.

2. Зарубежные представительства средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике, создаются в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики, если иное не предусмотрено межгосударственным договором, заключенным Кыргызской Республикой.

3. Аккредитация корреспондентов зарубежных средств массовой информации в Кыргызской Республике производится Министерством иностранных дел Кыргызской Республики в соответствии со статьей 25 настоящего Закона.

4. На корреспондентов зарубежных средств массовой информации, аккредитованных в Кыргызской Республике, независимо от их гражданства распространяется профессиональный статус журналиста, установленный настоящим Законом.

5. Кабинетом Министров Кыргызской Республики могут быть установлены ответные ограничения в отношении корреспондентов средств массовой информации тех государств, в которых имеются специальные ограничения для осуществления профессиональной деятельности журналистов средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике.

6. Зарубежные корреспонденты средств массовой информации, зарегистрированных в Кыргызской Республике, независимо от их гражданства обладают установленными настоящим Законом правами и обязанностями журналиста.

Глава 8. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПЕЧАТИ И ДРУГИХ

СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Статья 49. Ответственность за нарушение законодательства Кыргызской Республики о печати и других средствах массовой информации

1. Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения законодательства Кыргызской Республики о печати и других средствах массовой информации.

2. Вещатель несет ответственность за соответствие распространяемых информаций и материалов телеканала, радиоканала требованиям законодательства Кыргызской Республики.

Статья 50. Освобождение от ответственности

1. Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо наносящих вред здоровью и (или) развитию детей, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста в случае:

1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;

2) если они получены от информационных агентств;

3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных органов, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;

4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений депутатов Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и депутатов местных кенешей на заседаниях комитетов, временных комиссий, депутатских фракций, пленарных заседаниях Жогорку Кенеша Кыргызской Республики и местных кенешей, делегатов съездов, конференций, пленумов политических партий, некоммерческих организаций, а также официальных выступлений, в том числе на пресс-конференциях, должностных лиц государственных органов, органов местного самоуправления, политических партий, некоммерческих организаций, юридических лиц;

5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с настоящим Законом;

6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другим средством массовой информации, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства Кыргызской Республики о средствах массовой информации.

Статья 51. Ответственность за ущемление свободы слова и печати

Ущемление свободы слова и печати, то есть воспрепятствование в какой бы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц государственных органов и организаций, общественных объединений законной деятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукции средства массовой информации, а также журналистов, в том числе посредством:

1) осуществления цензуры;

2) вмешательства в деятельность и нарушения профессиональной самостоятельности редакции;

3) незаконного прекращения либо приостановления деятельности средства массовой информации;

4) нарушения права редакции на запрос и получение информации;

5) незаконного изъятия, а равно уничтожения тиража или его части;

6) принуждения журналиста к распространению или отказу от распространения информации;

7) установления ограничений на контакты с журналистом и передачу ему информации, за исключением сведений, составляющих государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну;

8)  нарушения прав журналиста, установленных настоящим Законом, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 52. Ответственность за злоупотребление свободой слова и печати информации

1. Злоупотребление свободой слова и печати, выразившееся в нарушении требований статьи 5 настоящего Закона, — влечет уголовную, административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. Злоупотребление правами журналиста, выразившееся в нарушении требований настоящего Закона, либо несоблюдение обязанностей журналиста, — влечет гражданско-правовую, административную, уголовную, или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 53. Возмещение морального вреда

Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения средством массовой информации не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина либо причинивших ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, журналистом, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом.

ГЛАВА 9. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 54. Вступление в силу настоящего Закона

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 апреля 2023 года.

2. Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Республики Кыргызстан «О средствах массовой информации» от 2 июля 1992 года № 938-XII (в редакции Закона Кыргызской Республики «О внесении изменений и дополнений в Закон Кыргызской Республики «О средствах массовой информации от 8 мая 1993 года № 1228-XII – «Ведомости Жогорку Кенеша Кыргызской Республики, 1993 год, № 6, ст. 169).

3. Кабинету Министров Кыргызской Республики:

— до 1 апреля 2023 года привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

— до 1 апреля 2023 года внести в Жогорку Кенеш Кыргызской Республики проекты законов, вытекающие из настоящего Закона.

             — до 1 июня 2023 года провести перерегистрацию средств массовой информации в соответствии с требованиями настоящего Закона.

4. Установить, что с 1 июня 2023 года средства массовой информации, не прошедшие перерегистрацию соответствии с требованиями настоящего Закона, считаются ликвидированными.

Президент

Кыргызской Республики                                                       С.Н. Жапаров