Сегодня пятница, 13-е. День, когда всем суеверным приходится быть осторожными, чтобы не привлечь какие-либо беды. А какова демонология кыргызов?
БИШКЕК, 13 Сен — Orbita.kg. Древние кыргызы, в виду суровости окружавшей природы, считали, что вокруг очень много различных персонажей, имевших удивительную структуру и происхождение. Согласно преданиям, очень страшные существа бродили по горам Ала-Тоо. Приготовьтесь познакомиться с некоторыми из них, только не читайте нашу статью на ночь глядя.
Жил да был некий охотник Талканбай. Был очень удачлив в своем промысле. Занесло его однажды в урочище Чаек, что на северном побережье знаменитого Иссык-Куля. А там рос густой ельник.
Стемнело. Талканбай решил отужинать добытым днем фазаном. Как внезапно рядом появилась женщина. Она грубым и глухим голосом попросила кусочек добычи. Согласно традициям, охотник угостил нежданную гостью. Та же, поглощая пищу, старательно прикрывала лицо. Насытившись, женщина выразила благодарность охотнику и ушла в ночь. Талканбай встревожился, ведь мало ли кто ночью бродит по лесам. Он решил схитрить – своим чапаном накрыл кучу валежника и затаился на ближайшем дереве. Сидел не зря. Под утро появилась его гостья, и с криком бросилась на его «чучело». При этом стали видны ее клыки и когти. Вот тогда и раздался выстрел охотника, после чего он завладел трофеями – когтями и медным носом. Талканбай убил редкое существо – медноносую или жез тумшук.
По одной из версий, у металлических монстров были реальные прототипы. Появились они в результате деятельности древних эскулапов, которые могли изготовлять протезы из различных металлов. К примеру, больному сифилисом, могли изготовить новый нос или другую часть тела из меди. Ведь до сих пор в Чуйской области находят древние останки – черепа. Да не простые, а со следами вскрытиям – трепанации. Причем раны в черепе заделывались золотыми или серебряными пластинками. Не плохой уровень знаний, верно?
Так вот, в кыргызской мифологии особняком стоит одно существо в виде противных старух – мите, обитательницы пещер и подобных укрытий. Особенно они любили губить молодых женщин, которых просили отыскать на их головах вшей, мол, достали паразиты. А сами в ходе процедуры высасывали незаметно кровь молодух. После чего, когда донор обессиливала, уже спокойно их поедали. Причем у этих мите была и дальняя родственница, некая «желмогуз кемпир». Нечто русской Бабы Яги. Относилась также к отряду вампиров-кровопийц. Таких можно стрелять сразу, даже без предупреждения!
Были твари и без полного набора конечностей. Некое «жалгыз аяк», что значит «одноногая» и к тому же, покрытая шерстью. Так вот, ее дефект никоим образом ей не мешал скакать по горам. Сегодня можно предположить, что это могла быть самка йети – снежного человека. Которую когда-то увидели охотники или пастухи. Есть предание, что около одного из иссык-кульских сел, где арабской вязью выбита надпись о том, что в таком-то году местный охотник убил йетти женского пола. Сенсация, конечно, вот летописец и оставил о ней скрижали. На память потомкам.
Далее, по прошествии времени у горцев начала распространяться вера в так называемый «белый домик», горный мираж, возникающий в знойном мареве безлюдных далей. Путник мог идти до него вечно и падал уже без сил.
Конечно же, многие знали или слышали про кыргызский аналог домового или албарсты. Причем наши предки их различали как два вида. Один черный или «кара» (черный) албарсты. Еще одно их название – марту. И рыжий/желтый видн – сары. Которого почему-то нередко называли вонючим — сасык албарсты.
И у них были свои роли. Первый, черный, частенько представлялся в виде ворона, козы или собаки. Особенно он был опасен роженицам. Их смерть всегда воспринимали как результат его «диверсий». Так и говорили, «кара басты». Этот черный демон ее задавил. Образ кара-албарсты несколько схож с верованием в «уммус-сабиян» — безобразной стервы с 70-ю грудями, вредящей детям еще во чреве матери. Якобы она незримо кормит малышей своим ядовитым молоком, стремясь умертвить грудничка.
Поле деятельности желтого или рыжего, было шире. Он вредил не только женщинам, но и мужчинам. Выглядел он «классически» — карлик с хвостиком и с большой головой, покрытый шерстью. Имел ногти в виде крючков. При этом, обладал даром принять лик котенка или щенка, либо предмета быта – седла, ковра или колыбельки. Тоже являлся во время снов. Не уступал по «эффективности» знаменитому Фредди Крюгеру из «Кошмаров на улице Вязов». Его приход легко определить по осложненному дыханию или неимоверной тяжести на груди спящего. Когда затруднено дыхание и невозможно пошевелиться. Некоторые знатоки утверждали, что он весит как подросший жеребенок.
Разновидность албарсты называют «азытка». В него верили южные племена кыргызов. Оборотень, как правило, действовал под личиной друзей и родных. «Азытка» увлекал жертву в реку, или сталкивал в пропасть.
Когда ислам укоренился здесь, пришли и сказки о джиннах. Только они выглядели как сатиры из древнегреческой мифологии – с бородами и рогами. Частенько ходили на копытах. Якобы, эти сказочные существа обитали на нашей планете до появления Адама. И их даже относили вместе с людьми и ангелами к одной из трех категорий существ разумных.
Прогнать непрошеных ночных гостей, между тем, очень просто. Для чего необходимо просто очертить круг ножом подле кровати. После чего нож достаточно положить под свою подушку. Ведь эта нечисть боится и убегает от железных предметов как от огня.
В старину чтобы прогнать упомянутых албарсты нередко приглашали мужчин- шаманов — бакшы, или ведуний — бюбю. Но больше всего приглашали специальных экспертов по экзорцизму — куучу. Чтобы стать подобным охотников за привидениями, требовалось лично самому хоть единожды в жизни поймать с поличным, а после – отдубасить албарсты. Жалеть их нельзя, требуется также вырвать клок их волос, который полагалось упрятать в страницы Корана. Или же, в подошву новеньких сапог.
Профессиональные куучу использовали в борьбе с фантомами и весьма оригинальные подходы. Охраняли роженицу тем, что ее слегка плеткой охаживали, тем самым пугая невидимого албарсты. Далее, женщин могли привязать к четырем колышкам, чтобы ее душа не покинула тело. Или поднимали вселенский шум, который отпугивал демонов. Даже вносили для этого в юрту орла, петуха или скакуна, обладателя «сорочьих» магических глаз. И это не считая других, не уступающих в эффективности методов…
Демоны кыргызского фольклора, они такие. Знать о них может быть полезно. Не дай Бог, доведется встретиться на узкой тропке лицом к лицу…
Фото – WWW