Про две головы, коим тесно в одном казане, это не просто метафора, а древняя мудрость номадов! Посмотрим, чья из голов в итоге окажется мудрее…
БИШКЕК, 25 Июл — Orbita.kg. Когда года назад в КР прошли выборы очередного главы государства, Алмазбек Шаршенович «сделал президентом» Сооронбая Шариповича. При этом везде и всюду утверждал, что лучше Жээнбекова никто не сможет быть его наследником и продолжателем ранее начатых дел. Даже лозунг преемника звучал как «Продолжу путь» предшественника. При этом Атамбаев «не знал» либо «не видел» нарушений закона во время агитации и самой гонки, в которых он сегодня обвиняет своего протеже.
Между тем эксперты и аналитики его предостерегали, мол, не лучше ли будет встать над схваткой претендентов за президентское кресло и принять победу того, кто реально больше наберет голосов по-честному? Не захотел слышать.
А чтобы снизить разговоры о том, что Жээнбеков будет просто исполнителем воли патрона и подчеркнуть его самодостаточность, Атамбаев пошутил в ходе инаугурации, мол, он может и мне сказать: «Чык эшике!» («Пойди прочь!»). Как в воду глядел.
Но прошло совсем немного времени и события стали напоминать схватку двух козерогов на вершине скалы – у кого лоб крепче, кто лучше умеет бодаться? И кто, в итоге, останется царем горы?
Почему же и Жээнбеков (ездил в Москву 11 июля), и Атамбаев (летал в столицу РФ 24 июля) обратились за консультационными советами именно к Владимиру Владимировичу? Простое ли это признание того, что Кыргызстан, традиционно находившийся в поле интересов России, и сегодня нуждается в некоем миротворческом арбитраже и внешнем контроле? Или это свидетельство банальной невозможности найти общий язык между собой без третьего лица?
А лицо это, надо сказать, весьма влиятельное! Путин давно набрал силу и политический вес в глобальном масштабе, он внимательно следит за происходящим на постсоветском пространстве, стремясь не допустить хаоса. Поэтому он приютил беглого украинского президента Виктора Януковича, выгнанного из страны в 2014 году. Ничего не имеет против пребывания в Москве первого главы Кыргызстана Аскара Акаева. Пристроил у своего друга Батьки в Минске того же беглого Курманбека Бакиева. То есть, стал неким хранителем клуба президентов бывшего СССР, за исключением стран Прибалтики. В этом не только политический романтизм, но и прагматизм — носители секретов своих стран и СНГ не должны попасть на территорию Запада…
Как бы там ни было, но Путин сумел выстроить систему, которая работает, и вовлекает в свою орбиту всех партнеров по Содружеству, не давая им погрязнуть в конфликтах и тем самым нарушить хрупкое единство СНГ.
А конфликт Атамбаева и Жээнбекова показал, что кыргызская «политическая элита» не созрела морально и умственно до того, чтобы выработать свои правила игры – некий кодекс поведения, который бы никто не нарушал. У нас же, в Кыргызстане, каждый традиционно гребет под себя и свою родню. И чем больше, тем быстрее он вылетит из власти, как бы он ни укреплял силовиков и карательный аппарат.
Попытка построить парламентское государство, тоже, можно сказать, потерпела крах. Более сотни человек, которые по идее должны были создать властную прослойку, просто передрались между собой, и все равно оказались под контролем одного человека, который к тому же опирается еще и на свою фракцию в Жогорку Кенеша. Зато в чем прогресс – в Кыргызстане научились мастерски подставлять депутатов под огонь критики при принятии судьбоносных решений.