Кыргызстан перестал казнить преступников более 20 лет назад. Может, пора возобновить это дело?

1 781

Сегодня отмечается Всемирный день против смертной казни, учрежденный в 2003 году по инициативе World Coalition Against the Death Penalty, коалиции, возникшей в Риме и ныне объединяющей свыше 150 различных правозащитных организаций. Между тем в Кыргызстане наоборот, звучат голоса вернуться к этой практике, приостановленной еще 5 декабря 1998 года в связи с 7-й годовщиной независимости КР и 50-летием ООН, когда на эту исключительную меру наказания был введен мораторий, продлевающийся теперь ежегодно….

БИШКЕК, 10 Окт — Orbita.kg. Еще в декабре 2006 года депутат Исхак Масалиев во всеуслышание заявил, что нормами Конституции смертная казнь в республике уже отменена! Вот что тогда заявил масс-медиа бывший глава Министерства юстиции Марат Кайыпов: «В статье 14 новой редакции Основного закона действительно написано, что никто в Кыргызстане не может быть лишен жизни. Государство также отныне не вправе никого казнить. А потому нужно в срочном порядке вносить изменения в Уголовный кодекс. Мы уже инициировали этот процесс, было даже назначено время, когда чиновники Минюста и парламентарии должны были рассмотреть поправки в соответствующем комитете ЖК. Однако встреча, к сожалению, не состоялась… Но отныне кыргызские судьи уже не вправе выносить преступникам смертные приговоры».

Кыргызстан перестал казнить преступников более 20 лет назад. Может, пора возобновить это дело?
В некоторых странах приняты публичные казни. Но дают ли они ожидаемый эффект?

Жадные или кровожадные?

Судьба 344 граждан Кыргызстана, приговоренных в разное время к смертной казни, по–прежнему висит на волоске. Помилует ли государство своих подданных? Будут ли власти милосердными? Появится ли у приговоренных шанс когда–нибудь глотнуть воздуха воли?   

В здравых доводах правозащитников за отмену «вышки» значатся и знаменитые ошибки следствия, которые были всегда. К примеру, из–за печально знаменитого маньяка Чикатило безвинно посадили 11 человек, из которых одного — Кравченко — даже расстреляли. Кто–то из невинных повесился, один тронулся умом, другой ослеп…

Даже Узбекистан, славившийся суровым законодательством и жесткими мерами наказания, отказался от исключительной меры. Еще бывший президент Ислам Каримов успел распорядиться построить специальные учреждения для тех, кто никогда из них уже не выйдет. По его мнению, лучше государству кормить и содержать преступников пожизненно, чем убивать собственных граждан.   

В свою очередь сторонники гуманизации приводили любопытный факт: в Европе и Канаде после отмены высшей меры кривая тяжких преступлений резко пошла вниз.

На миру и смерть красна?

К настоящему времени полностью отказались от процедуры лишения жизни за общеуголовные деяния более 40 стран мира. Там казнят лишь военных преступников. В частности, это такие государства, как Швейцария, Италия, Аргентина…

27 держав хоть и сохранили в своем законодательстве данный вид наказания, но на практике давно не применяют.   

Но кое–где казнят публично. Например, в Китае и Северной Корее. В арабских странах могут прилюдно забить камнями, в африканских — обезглавить. За экзекуции эти государства подвергаются обструкции со стороны мирового сообщества, в том числе ООН.   

Возрастные ограничения не везде одинаковы. В основном к смерти приговариваются люди, которым исполнилось 18 лет. На Кубе и в Венгрии казнят с 20, а в Парагвае — только с 22 лет.   

В США существуют целых 4 разновидности экзекуций. Электрический стул (детище Томаса Эдисона действует с 1890 года), газовая камера (с 1924 года, отравление цианидами), смертельная инъекция (усыпление с помощью яда началось с 1977 года) и традиционное повешение.   

Кыргызстан перестал казнить преступников более 20 лет назад. Может, пора возобновить это дело?
Казнь на электрическом стуле – зрелище не для слабонервных…

Жизнь и деньги бюджета

Сегодня в Кыргызстане, как говорилось выше, 344 приговоренных к пожизненному лишению свободы, что равно быть приговоренным к смерти. Кыргызстан лидирует среди стран бывшего СССР по данному показателю. Для сравнения — Казахстан обладает населением в три раза больше, но там такой «особый контингент» насчитывает лишь 126 человек.   

Что же в сложившейся ситуации может помочь? Понятно, что необходима реформа всей исправительной системы. А заодно — и уголовного законодательства.   

Не один год уже трубим об альтернативных мерах наказания, когда убийца будет содержать семью покойного или платить бешеную компенсацию за отнятую жизнь родне. Однако на деле объявляются лишь ежегодные амнистии, дабы хоть как–то разгрузить тюрьмы и колонии. Но это помогает мало. Пройдя через наши места заключения, фактически «школы преступности», даже ангел может стать закоренелым уркой. Амнистии тоже не дают должного эффекта — большинство выпущенных на свободу зеков вскоре возвращаются обратно.   

Будем же человечнее!

Поборники смертной казни в Кыргызстане считают сатисфакцию в виде легального отъема жизни по приговору суда якобы самым достойным видом наказания для отморозков. Но почему предлагается искупать вину только исключительной мерой наказания? Может, в качестве адекватной реакции на антиобщественные деяния, учитывая принятый у нас постулат о неотвратимости наказания, не ввести институт сверхлимитированного заключения? В России, например, есть знаменитые спецколонии для пожизненно осужденных на острове Огненный — “Вологодский пятак”, “Черный дельфин” близ Оренбурга, “Белый лебедь” — в Соликамске. Как предлагал еще экс–начальник ГУИН Капар Мукеев, и в Кыргызстане можно создать такую спецтюрьму. В частности, в Нарыне. Колыма что надо!   

Главное — изыскать в нашем тощем госбюджете дополнительные миллионы, чтобы построить ее, обеспечить надежный режим изоляции, организовать охрану, найти деньги для зарплаты персоналу, питания спецконтингента и многое другое.  

К тому же учтите, что хоть Кыргызстан и светское государство, но у нас проживает огромное количество верующих, наших с вами сограждан, членов общества, чьи конфессиональные взгляды трактуют жизнь однозначно — это божий дар, которым никто не вправе распоряжаться, кроме Всевышнего…

Фото Алессандро Росси и WWW

Автор: Марс Абаев