Как известно, в Жогорку Кенеше создана специальная комиссия по лишению неприкосновенности экс-президента. Входящие в нее депутаты должны внести представление в Генпрокуратуру КР о возбуждении в отношении А.Атамбаева уголовного дела по обвинению его в целом ряде нарушений закона. И в принципе все это во многом стало возможным благодаря ошибке самого Атамбаева, его роковому просчету, допущенному еще осенью 2017 года…
БИШКЕК, 18 Июл — Orbita.kg. Напомним — выборы нового президента Кыргызстана состоялись 15 октября 2017 года, и в силу использованного командой Атамбаева адмресурса и колоссальным деньгам предвыборного штаба, первым к финишу предвыборной гонки пришел активный функционер доминирующей в стране Социал-демократической партии Кыргызстана — Сооронбай Жээнбеков. Он набрал 54,22 процента, то есть свыше 920 тысяч голосов электората.
После этого, 24 ноября, Жээнбеков занял высокий пост. Тем самым внешне был соблюден устоявшийся в нашей стране порядок взаимосменяемости региональных элит, попеременно выражающих интересы либо северных, либо южных клановых групп. Атамбаев сделал, по его мнению, верный ход, продвинув давнего товарища по СДПК – выходца из Ошской области С.Жээнбекова, простодушно-доверительно называя его на людях Соке досум, близким и верным человеком. Для сторонних аналитиков это вполне соответствовало традиционной схеме ротации президентских кадров, все прошло мирно, что давало некую гарантию стабильности.
Атамбаев, ратуя за Соке, был уверен, что тот будет абсолютно лояльным по отношению к нему. Все шесть лет президентства.
А после таким же безболезненным способом передаст бразды правления уже Сапару Исакову — также активисту созданной Атамбаевым СДПК. На Исакова как раз-таки Атамбаев и делал свой перспективный расчет, как на послушного преемника, готового действовать в интересах своего патрона. Тем самым экс-президент рассчитывал держать нити управления в своих руках минимум ближайшие 12 лет. Но при этом все выглядело бы с соблюдением демократических процедур.
Но Жеенбеков, что вполне естественно было для уже состоявшегося политика и хозяйственника, не захотел становится неким президентом переходного этапа. Он стал проводить собственную стратегию, и тем самым все больше дистанцировался от опеки Атамбаева. За короткое время был заменен главенствующий состав практически всех доминантных госведомств. К тому же началась масштабная кампания по борьбе с коррупцией, которая задела многих из бывших ставленников Атамбаева, включая С.Исакова и многих других.
Между тем, рассматривая ситуацию со скандальной модернизацией столичной ТЭЦ, ряд депутатов пошли дальше. Член фракции «Онугуу-Прогресс», ветеран коммунистического движения Исхак Масалиев, еще в мае 2018-го выдвинул предложение полностью лишить А.Атамбаева неприкосновенности на основании того, что тот, наряду с другими чиновниками и энергетиками, тоже был причастен к коррупционным аферам при обновлении ТЭЦ Бишкека.
После чего, 17 мая, парламентарии, поддержав И.Масалиева, поручили соответствующему комитету ЖК разработать законодательный механизм, позволяющий лишить экс-президента его привилегированного статуса, если Атамбаева заподозрят в совершении тяжких преступлений.
То есть маховик всех последующих событий был запущен еще весной прошлого года, чтобы летом года нынешнего фактически лишить Атамбаева всякой защиты от уголовного преследования.