В Министерстве сельского хозяйства КР будет открыт специальный отдел по продвижению экспорта. Тем самым новый глава ведомства Эркинбек Чодуев начал выполнять задумки, которые обещал внедрить при вступлении на эту должность в конце мая.
БИШКЕК, 09 Июл — Orbita.kg. Министр Э.Чодуев заявил, что этот отдел, состоящий всего из 5 сотрудников, призван в одной связке с МИД КР работать с целью открытия за границей новых площадок сбыта для кыргызской продукции, а также проведения переговоров с зарубежными партнерами, заинтересованными в продовольственных товарах c маркировкой «Made in Kyrgyzstan».
И хотя по-прежнему приоритетными для местных фермеров являются страны-участницы ЕАЭС, плюс Узбекистан и Таджикистан, сейчас активно изучается и рынок другого нашего соседа – КНР. Из Китая мы сейчас завозим в основном орехи и фрукты, овощи и корнеплоды, а также другую продукцию в небольших объемах. Но это движение может быть в обоих направлениях. Конечно, покорить многосотмиллионный рынок Поднебесной с нашими мизерными объемами не получиться, тем не менее занять определенную нишу там возможно вполне!
Еще 19 апреля, выступая в ходе X заседания Координационной группы «Кыргызстан – СУАР КНР» (группа действует при кыргызско-китайской межправкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству) в Бишкеке, тогда еще и.о. министра Эркинбек Чодуев заявил, что сегодня наша страна экспортирует в Синьцзян фрукты, овощи, товары пищевой перерабатывающей промышленности, а также животноводческую продукцию. Причем данные объемы можно увеличить, если будут приняты принципиальные решения и сделаны конкретные шаги. В частности, из Китая ожидается прибытие инспекторов для соответствующей проверки ветеринарной и фитосанитарной безопасности товаров, предназначенных для экспорта. После получения от них одобрения процесс пойдет активней.
С чем мы можем войти на китайский рынок?
Кроме апрельского заседания в Бишкеке глава Минсельхоза Эркинбек Чодуев выступал с идеями расширения экспортного потенциала и во время бизнес-форума «Кыргызстан – Китай» в рамках саммита стран ШОС 13-14 июня сего года.
«Впервые был подписан протокол об экспорте в Китай пшеничной муки. То есть это шанс для наших мукомольных заводов», — министр Э.Чодуев
Кроме муки, если верить руководству министерства, наша страна намерена отправлять в Синьцзян-Уйгурский автономный район знаменитый горный мед, сладкую черешню, молочный сыр и даже… дыни! Правда, последняя позиция вызывает вопросы: зачем им наши бахчевые плоды, если синьцзянские дехкане, особенно из пригородов Хами, сами славятся на весь мир своими ароматными дыньками, поставляя их на столы гурманов во многих странах Азии?! Впрочем, если у наших получиться, то почему бы и нет?
Не все так просто и с черешней. Еще летом 2018 года сразу 14 местных крестьянских хозяйств из Баткенской и Ошской областей заключили договора на поставки сорта Кокон гилас (произрастает в основном на юге КР) в Китай. Об этом, в частности, сообщал тогдашний замминистра сельского хозяйства, пищевой промышленности и мелиорации Жаныбек Керималиев. Даже шли разговоры об отправке за кордон абрикосов, яблок, чернослива, малины и клубники.
Однако одновременно с этим экспортный вал в сторону КНР начал и соседний Узбекистан, причем в по-настоящему промышленных масштабах. И неудивительно, учитывая, что эта республика занимает 4-е место в мире по выращиванию черешни!
Согласно официальным цифрам, в РУз ежегодно получают до 40 тысяч тонн этой сладко-полезной, пусть и капризной ягоды. И более половины из этого урожая Ташкент намерен поставить в 2019 году как раз-таки в Поднебесную! Переговоры об этом прошли в свое время между представителем по координации экспорта сельхозпродуктов РУз в рамках взаимодействия по проекту «Узбекистан – Китай» Дилшодом Муллабаевым и руководством Главного управления таможенных органов Китая.
Говоря другими словами, то, что в нашем Минсельхозе наконец-то озаботились экспортом, и сделали это только сейчас, в других республиках Центральной Азии уже давно и успешно апробировали, внедрили и теперь получают прибыль! Поэтому нашим энтузиастам нужно форсировать свои усилия по максимуму, иначе даже в деле прорыва мы можем опять оказаться позади конкурентов…